Лучших книг Фантастики и Фэнтези за 50 лет
Сообщений: 19
• Страница 2 из 2 • 1, 2
- ill-omened
- Госу Флудер
- Сообщения: 2092
- Зарегистрирован: 29-06-2004
Кир Булычев 
[quote=осьминожка,Sep 13 2005, 04:10 PM]2 ill-omened
Наверное имелись ввиду самые продаваемые книги...
[/quote]
Список бестселлеров фантастики? ..... нда....а где тогда ж сценарий к "Звёздным войнам"

[quote=осьминожка,Sep 13 2005, 04:10 PM]2 ill-omened
Наверное имелись ввиду самые продаваемые книги...
[/quote]
Список бестселлеров фантастики? ..... нда....а где тогда ж сценарий к "Звёздным войнам"
[quote=ill-omened,Sep 13 2005, 04:19 PM]Список бестселлеров фантастики? ..... нда....а где тогда ж сценарий к "Звёздным войнам"
[/quote]
Б-р-р-р-р...
[quote=ДИВ,Sep 13 2005, 04:54 PM]А на Цитадели Олмера писали, что Перумов ща дико популяренв Европе. Тут его нет. Обидно.
Даешь его на первое место. Или Семенову.
Павел Молитвин, что по Миру Волкодава продолжения пишет - лох позорный, я и то учше пишу. Такое очучение что порнорафию читаешь...
[/quote]
Ну всё-таки по популярности Семенову и скажем Урсулу Ле Гуин - сравнивать смешно...
Кстати, а где в списке Андрэ Нортон? Хм...
ЗЫж - Семенову обожаю.
[/quote]
Б-р-р-р-р...

[quote=ДИВ,Sep 13 2005, 04:54 PM]А на Цитадели Олмера писали, что Перумов ща дико популяренв Европе. Тут его нет. Обидно.
Даешь его на первое место. Или Семенову.
Павел Молитвин, что по Миру Волкодава продолжения пишет - лох позорный, я и то учше пишу. Такое очучение что порнорафию читаешь...
[/quote]
Ну всё-таки по популярности Семенову и скажем Урсулу Ле Гуин - сравнивать смешно...
Кстати, а где в списке Андрэ Нортон? Хм...
ЗЫж - Семенову обожаю.
КТО ЕСТЬ КТО В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ФАНТАСТИКЕ
В настоящей статье рассмотрены результаты исследований,
цель которых заключалась в определении рейтинга англо-американских
писателей-фантастов. Проведенный анализ охватывает период примерно
с начала пятидесятых годов до середины восьмидесятых; рейтинг
подсчитывался в баллах по определенной методике, затем была составлена
обобщающая таблица. Естественно, полученные результаты носят
приблизительный характер. В первую очередь это связано с отсутствием
точной информации за весь период расчета рейтинга, и во вторую - с
принятой мной системой оценок достижений писателей. Однако следует
отметить, что любая подобная схема будет эмпирической, поэтому не
стоит спорить о численной величине оценок; мне представляется вполне
очевидным, что даже довольно значительное их изменение не слишком
скажется на окончательных результатах. Рейтинги в группе пятидесяти
отобранных мной писателей сильно различаются, и никакое изменение
схемы оценок не способно передвинуть автора из середины таблицы в
ее начало или из конца в середину.
В основе принятого мной способа подсчета рейтинга лежит
информация о почетных званиях и премиях, полученных писателями.
Я использовал следующие данные:
о присвоении звания "Великий Мастер" в 1975 - 1980 гг.,
1983 и 1985 г.;
о присвоении премии "Гэндальф" в области фэнтези в 1975 -
1980 гг., что считается эквивалентным званию Мастера. Премия
присуждается ежегодно Всемирной конференцией по научной фантастике с
1974 г., и первым ее лауреатом в 1974г. стал Д.Р.Р.Толкиен, который,
как классик жанра, из моих расчетов исключен;
о присвоении премий "Хьюго" в 1953 - 1987 гг. и "Небьюла" в
1965 - 1985 гг.;
о присвоении Всемирной премии за лучшее произведение в жанре
фэнтези (премия "Фэнтези") в период 1975 - 1981 гг., которая
присуждается ежегодно Всемирной конференцией по фэнтези;
о присвоении Британской премии за лучшее произведение в жанре
фэнтези (премия "Фэнтези-Британия") в период 1972 - 1980 гг., которая
присуждается ежегодно Британским обществом фэнтези.
Принята следующая оценка в баллах достижений писателей:
1. Звание Мастера и премия "Гэндальф" оцениваются в 10 баллов;
они носят интегральный характер и присуждаются не за конкретное
произведение, а по всей совокупности творческих достижений писателя.
2. Премии "Хьюго" и "Небьюла" присуждаются за конкретные
произведения по четырем разделам:
роман - оценивается в 4 балла;
повесть или короткая повесть (новелла) - в обоих случаях
оценивается в 2 балла;
рассказ - оценивается в 1 балл.
Если произведение получило одновременно обе премии, то суммарная
оценка увеличивается в полтора раза и становится равной для романа -
12 баллам, для повести - 6 баллам, для рассказа - 3 баллам.
3. Премия "Фэнтези" присуждается по четырем разделам
роман - оценивается в 4 балла;
более короткое произведение (повесть, рассказ) - оценивается
в 2 балла;
за составление лучшей антологии - этот раздел меня не интересовал
и в расчетах не принимался во внимание;
за большой вклад в развитие жанра - эта премия по сути своей
близка к званию Мастера и оценивалась в 8 баллов.
4. Премия "Фэнтези-Британия" присуждается по двум разделам -
за роман и за более короткое произведение. В связи с меньшей
престижностью данной премии, для этих разделов мной были приняты
оценки в 2 и 1 балл соответсвенно.
Как следует из изложенного выше, стержнем схемы оценок является
соотношение баллов 4 : 2 : 1 для романа, повести и рассказа. Это
соотношение представляется вполне разумным и связанным с классификацией
произведений по их объему, принятой в рамках премии "Небьюла": роман -
свыше 40 000 слов, повесть или новелла - от 7 500 до 40 000 слов (т.е.
около 24000 слов в среднем), рассказ - менее 7500 слов.
Сведения о премиях, перечисленных выше, взяты мной из следующих
источников:
"Хьюго" ( 1953-1978 гг.) и "Небьюла" ( 1965-1978 ) - из
"Справочника читателя НФ", 1979 года издания;
"Хьюго" ( 1979-1987 ) - из статьи В.Л.Кана "Премия Хьюго",
опубликованной в фэнзине "Сизиф", N 1 за 1990г.;
"Небьюла" ( 1979-1985 ) и список писателей, удостоенных звания
Мастера - из статьи В.Л.Кана "Премия Небьюла", опубликованной в фэнзине
"Измерение-Ф", N 4 за 1988г.;
премии "Гэндальф", "Фэнтези" и "Фэнтези-Британия" - из
"Справочника читателя фэнтези", 1982 года издания.
Результаты расчетов приведены ниже в таблице рейтинга. В
левой половине таблицы перечислены двадцать два писателя, из которых
двенадцать имеют звание Мастера или премии за большой вклад в развитие
жанра, и каждый набрал сумму баллов не менее десяти (первая колонка
цифр, обозначенная "Баллы"). Во второй колонке цифр, обозначенной
"Премии", дано суммарное количество полученных премий - не считая
звания Мастера. В правой половине таблицы перечислены двадцать
писателей, набравших от девяти до одного балла. Следует отметить,
что замыкающая часть списка ( 1-2 балла ) могла быть несколько длиннее,
но я опустил ряд авторов, практически неизвестных нашим читателям.
Вместо них в конец таблицы внесены восемь писателей, не имевших премий
в рассматриваемый период времени, чьи произведения довольно часто
публиковались на русском.
Рейтинг Айзека Азимова мог бы считаться более высоким, если
учесть, что в 1966 году его сериал "Основание" был признан лучшей
серией книг всех времен. Первую премию "Хьюго" получил Альфред Бестер
в 1953 г. за роман "Человек без лица", а за рассказ "Хьюго" впервые
была присуждена в 1955 г. Эрику Расселу ( "Аламатуса"); оба эти
произведения переведены на русский. Первую "Небьюлу" - и одновременно
"Хьюго" - получил в 1968г. роман Ф.Херберта "Дюна".
В таблице рейтинга по вполне понятным причинам отсутствует ряд
классиков жанра, творивших в начале и в первой половине двадцатого
века. Отдадим дань уважения их именам и перечислим в отдельном списке
классиков: Герберт Уэллс, Джон Роналд Руэл Толкиен, Эдгар Берроуз,
Хьюго Гернсбек, Эдмонд Гамильтон, Артур Конан Дойл, Роберт Говард,
"Док" Смит.
ТАБЛИЦА РЕЙТИНГА
-----------------------------
Писатели Баллы Премии
-----------------------------
1. Ф.Лейбер 61 13
2. У. Ле Гуин 38 7
3. А.Кларк 37 6
4. П.Андерсон 36 11
5. Р.Хайнлайн 26 4
6. Р.Желязны 24 9
7. А.Азимов 22 5
8. Э.Нортон 20 -
9. Х.Эллисон 20 11
10. Р.Бредбери 18 -
11. К.Саймак 17 3
12. Л.Нивен 17 6
13. Ф.Пол 17 4
14. С.Дилейни 15 5
15. М.Муркок 15 7
16. Р.Силверберг 14 7
17. Д.Холдман 13 3
18. Ф.Херберт 12 2
19. Р.Блох 11 1
20. С.де Камп 11 1
21. Д.Уильямсон 10 -
22. Л.дель Рей 10 -
23. С.Робинсон 9 4
24. Г.Диксон 8 4
25. Д.Вэнс 8 3
26. В.Макинтайр 6 2
27. Т.Старджон 6 2
28. Ф.Фармер 6 2
29. У.Миллер 6 2
30. Д.Киз 6 2
31. К.Вильхельм 5 2
32. Б.Олдис 4 2
33. Э.Маккефри 4 2
34. А.Бестер 4 1
35. Д.Блиш 4 1
36. Ф.Дик 4 1
37. Д.Браннер 4 1
38. А.Паншин 4 1
39. Э.Дэвидсон 3 2
40. М.Лейнстер 2 1
41. Пирс Энтони 2 1
42. Э.Рассел 1 1
43. Г.Гаррисон - -
44. Р.Шекли - -
45. Х.Клемент - -
46. Г.Каттенр - -
47. Р.Шоу - -
48. А.Ван Вогт - -
49. Д.Уиндем - -
50. Ф.Хойл - -
--------------------------
Приведенные в таблице результаты представляются весьма
достоверными. Действительно, в первый список (22 автора) попали писатели,
удостоенные самых высоких знаков отличия ( Мастера ) или неоднократно
получавшие премии жанров НФ и фэнтези. В то же время таблица рейтинга
существенно изменяет наши представления в части табеля о рангах,
принятого в англо-американской фантастике в рассматриваемый период
времени. Оказывается, что Азимов, Бредбери и Саймак, столь любимые и
популярные у нас, не являются лучшими, хотя и обладают весьма высоким
рейтингом. Выясняется, что Шекли и Гаррисон - писатели, несомненно,
крупные - тем не менее отделены зияющей пропастью от лидеров. И,
пожалуй, только в отношении Артура Кларка наши ожидания не были
обмануты.
Бесспорным же лидером является Фриц Лейбер, писатель до сих
пор у нас малоизвестный. Он - единственный обладатель всех трех
почетных званий, с одинаковым успехом работающий и в жанре фантастики,
и в жанре фэнтези, и прекрасно владеющий всеми формами жанра. Среди
тринадцати полученных им премий три - за романы, шесть - за повести,
четыре - за рассказы; трижды его произведения получали одновременно
"Хьюго" и "Небьюлу".
С Урсулой Ле Гуин мы знакомы значительно лучше, чем с Лейбером
- на русском опубликованы "Хейнский цикл" и "Волшебник Земноморья".
Отметим, что такие ее романы, как "Левая рука тьмы" и "Обездоленные"
получили одновременно премии "Хьюго" и "Небьюлу". Два романа Артура
Кларка, которые удостоились такой же чести, хорошо нам известны - это
"Свидание с Рамой" и "Фонтаны рая". Что касается Пола Андерсона, то
премиями отмечены не его романы, а повести и рассказы, причем три вещи
одновременно получили "Небьюлу" и "Хьюго". Одна из этих новелл -
"Царица ветров и тьмы" - нам хорошо знакома.
Довольно большой промежуток отделяет Ле Гуин, Кларка и Андерсона
от следующей группы лидеров. Не следует, однако, преувеличивать размеры
этого отрыва. Роберт Хайнлайн - первый писатель, удостоенный звания
Мастера - является признанным творцом крупных форм. Четыре его романа
удостоены премии "Хьюго" - "Двойная звезда" - 1956; "Звездные рейнджеры"
- 1960; "Странный в странном мире" - 1962; "Луна - суровая владычица"
- 1967. Роджер Желязны, подобно Лейберу, успешно работал во всех
формах жанра; он - обладатель двух премий "Хьюго" ( за романы "Этот
бессмертный", 1966, и "Властелин света", 1968 ) и семи премий за
повести и новеллы, одна из которых удостоена одновременно "Хьюго" и
"Небьюлы". Айзек Азимов дважды получал премии "Хьюго" и "Небьюла"
одновременно - за роман "Сами боги" и новеллу "Двухсотлетний человек"
в 1983 г. "Хьюго" была присуждена также четвертому роману из цикла
"Основание".
Эндрю Нортон, второй после Лейбера обладатель звания Мастера,
стала впервые известна нам по роману "Саргассы в космосе", первой книги
тетралогии "Королева Солнца", которая вышла еще в 1969 г. в серии ЗФ
"Мир". Теперь мы имеем практически полное собрание ее сочинений и ряд
отдельных книг, выпущенных в последние два-три года. В гораздо меньшей
степени мы знакомы с творчеством крупнейшего новеллиста Харлана
Эллисона, который является обладателем одиннадцати премий (к настоящему
времени их, возможно, стало больше). Один из его рассказов ( "Джефри
пять лет") получил одновременно три премии - "Хьюго", "Небьюлу" и
"Фэнтези-Британия" - случай беспрецендентный! Отметим, что Эллисон
на пятнадцать лет младше Рэя Бредбери, другого известнейшего мастера
новеллы; повидимому, высокие титулы, которыми уже удостоен Бредбери,
у Эллисона еще вперед. Волею случая эти два писателя оказались рядом
в таблице рейтинга, и информация о количестве премированных произведений
говорит сама за себя.
Клиффорда Сеймака нет необходимости представлять нашим читателям;
можно с уверенностью сказать, что какое бы место Саймак не занял в
таблице рейтинга, он останется одним из самых любимых наших писателей.
Он получил три премии "Хьюго" - за повесть "Необъятный двор", роман
"Пересадочная станция" и рассказ "Грот танцующих оленей".
За последние годы мы познакомились и с лучшими произведениями
остальных авторов, незаурядных писателей, чьи имена стоят в левой и в
правой половине таблицы. К их числу относятся получившие одновременно
"Хьюго" и "Небьюлу" романы Ларри Нивена "Мир - кольцо" и Фрэнка
Херберта "Дюна"; мы открыли для себя Роберта Силверберга, Майкла
Муркока, Энн Маккефри и Филипа Фармера. Вспомним и другие имена -
Робинсон, Диксон, Вэнс, Макинтайр, Старджон, Миллер, Киз, Вильхельм,
Олдисс и все остальные. Их достижения в 2-8 баллов кажутся скромными
сравнительно с двумя-тремя десятками баллов у лидеров, однако у
большинства писателей из правой половины таблицы имеется один или
два премированных романа - и это превосходные вещи! А кроме того,
почти у каждого из них есть еще несколько ( иногда - десятки )
прекрасных произведений, которые чуть-чуть не дотянулись до премии.
Но разве из-за этого мы с вами будем читать их с меньшим удовольствием?
Все относительно в мире - а в мире литературы тем более; и вполне
возможно, что наши сердца покорят Фармер и Киз, Дик и Паншин и те же
незабвенные Гаррисон и Шекли - а не блистательные лауреаты Фриц Лейбер
и Урсула Ле Гуин.
В настоящей статье рассмотрены результаты исследований,
цель которых заключалась в определении рейтинга англо-американских
писателей-фантастов. Проведенный анализ охватывает период примерно
с начала пятидесятых годов до середины восьмидесятых; рейтинг
подсчитывался в баллах по определенной методике, затем была составлена
обобщающая таблица. Естественно, полученные результаты носят
приблизительный характер. В первую очередь это связано с отсутствием
точной информации за весь период расчета рейтинга, и во вторую - с
принятой мной системой оценок достижений писателей. Однако следует
отметить, что любая подобная схема будет эмпирической, поэтому не
стоит спорить о численной величине оценок; мне представляется вполне
очевидным, что даже довольно значительное их изменение не слишком
скажется на окончательных результатах. Рейтинги в группе пятидесяти
отобранных мной писателей сильно различаются, и никакое изменение
схемы оценок не способно передвинуть автора из середины таблицы в
ее начало или из конца в середину.
В основе принятого мной способа подсчета рейтинга лежит
информация о почетных званиях и премиях, полученных писателями.
Я использовал следующие данные:
о присвоении звания "Великий Мастер" в 1975 - 1980 гг.,
1983 и 1985 г.;
о присвоении премии "Гэндальф" в области фэнтези в 1975 -
1980 гг., что считается эквивалентным званию Мастера. Премия
присуждается ежегодно Всемирной конференцией по научной фантастике с
1974 г., и первым ее лауреатом в 1974г. стал Д.Р.Р.Толкиен, который,
как классик жанра, из моих расчетов исключен;
о присвоении премий "Хьюго" в 1953 - 1987 гг. и "Небьюла" в
1965 - 1985 гг.;
о присвоении Всемирной премии за лучшее произведение в жанре
фэнтези (премия "Фэнтези") в период 1975 - 1981 гг., которая
присуждается ежегодно Всемирной конференцией по фэнтези;
о присвоении Британской премии за лучшее произведение в жанре
фэнтези (премия "Фэнтези-Британия") в период 1972 - 1980 гг., которая
присуждается ежегодно Британским обществом фэнтези.
Принята следующая оценка в баллах достижений писателей:
1. Звание Мастера и премия "Гэндальф" оцениваются в 10 баллов;
они носят интегральный характер и присуждаются не за конкретное
произведение, а по всей совокупности творческих достижений писателя.
2. Премии "Хьюго" и "Небьюла" присуждаются за конкретные
произведения по четырем разделам:
роман - оценивается в 4 балла;
повесть или короткая повесть (новелла) - в обоих случаях
оценивается в 2 балла;
рассказ - оценивается в 1 балл.
Если произведение получило одновременно обе премии, то суммарная
оценка увеличивается в полтора раза и становится равной для романа -
12 баллам, для повести - 6 баллам, для рассказа - 3 баллам.
3. Премия "Фэнтези" присуждается по четырем разделам
роман - оценивается в 4 балла;
более короткое произведение (повесть, рассказ) - оценивается
в 2 балла;
за составление лучшей антологии - этот раздел меня не интересовал
и в расчетах не принимался во внимание;
за большой вклад в развитие жанра - эта премия по сути своей
близка к званию Мастера и оценивалась в 8 баллов.
4. Премия "Фэнтези-Британия" присуждается по двум разделам -
за роман и за более короткое произведение. В связи с меньшей
престижностью данной премии, для этих разделов мной были приняты
оценки в 2 и 1 балл соответсвенно.
Как следует из изложенного выше, стержнем схемы оценок является
соотношение баллов 4 : 2 : 1 для романа, повести и рассказа. Это
соотношение представляется вполне разумным и связанным с классификацией
произведений по их объему, принятой в рамках премии "Небьюла": роман -
свыше 40 000 слов, повесть или новелла - от 7 500 до 40 000 слов (т.е.
около 24000 слов в среднем), рассказ - менее 7500 слов.
Сведения о премиях, перечисленных выше, взяты мной из следующих
источников:
"Хьюго" ( 1953-1978 гг.) и "Небьюла" ( 1965-1978 ) - из
"Справочника читателя НФ", 1979 года издания;
"Хьюго" ( 1979-1987 ) - из статьи В.Л.Кана "Премия Хьюго",
опубликованной в фэнзине "Сизиф", N 1 за 1990г.;
"Небьюла" ( 1979-1985 ) и список писателей, удостоенных звания
Мастера - из статьи В.Л.Кана "Премия Небьюла", опубликованной в фэнзине
"Измерение-Ф", N 4 за 1988г.;
премии "Гэндальф", "Фэнтези" и "Фэнтези-Британия" - из
"Справочника читателя фэнтези", 1982 года издания.
Результаты расчетов приведены ниже в таблице рейтинга. В
левой половине таблицы перечислены двадцать два писателя, из которых
двенадцать имеют звание Мастера или премии за большой вклад в развитие
жанра, и каждый набрал сумму баллов не менее десяти (первая колонка
цифр, обозначенная "Баллы"). Во второй колонке цифр, обозначенной
"Премии", дано суммарное количество полученных премий - не считая
звания Мастера. В правой половине таблицы перечислены двадцать
писателей, набравших от девяти до одного балла. Следует отметить,
что замыкающая часть списка ( 1-2 балла ) могла быть несколько длиннее,
но я опустил ряд авторов, практически неизвестных нашим читателям.
Вместо них в конец таблицы внесены восемь писателей, не имевших премий
в рассматриваемый период времени, чьи произведения довольно часто
публиковались на русском.
Рейтинг Айзека Азимова мог бы считаться более высоким, если
учесть, что в 1966 году его сериал "Основание" был признан лучшей
серией книг всех времен. Первую премию "Хьюго" получил Альфред Бестер
в 1953 г. за роман "Человек без лица", а за рассказ "Хьюго" впервые
была присуждена в 1955 г. Эрику Расселу ( "Аламатуса"); оба эти
произведения переведены на русский. Первую "Небьюлу" - и одновременно
"Хьюго" - получил в 1968г. роман Ф.Херберта "Дюна".
В таблице рейтинга по вполне понятным причинам отсутствует ряд
классиков жанра, творивших в начале и в первой половине двадцатого
века. Отдадим дань уважения их именам и перечислим в отдельном списке
классиков: Герберт Уэллс, Джон Роналд Руэл Толкиен, Эдгар Берроуз,
Хьюго Гернсбек, Эдмонд Гамильтон, Артур Конан Дойл, Роберт Говард,
"Док" Смит.
ТАБЛИЦА РЕЙТИНГА
-----------------------------
Писатели Баллы Премии
-----------------------------
1. Ф.Лейбер 61 13
2. У. Ле Гуин 38 7
3. А.Кларк 37 6
4. П.Андерсон 36 11
5. Р.Хайнлайн 26 4
6. Р.Желязны 24 9
7. А.Азимов 22 5
8. Э.Нортон 20 -
9. Х.Эллисон 20 11
10. Р.Бредбери 18 -
11. К.Саймак 17 3
12. Л.Нивен 17 6
13. Ф.Пол 17 4
14. С.Дилейни 15 5
15. М.Муркок 15 7
16. Р.Силверберг 14 7
17. Д.Холдман 13 3
18. Ф.Херберт 12 2
19. Р.Блох 11 1
20. С.де Камп 11 1
21. Д.Уильямсон 10 -
22. Л.дель Рей 10 -
23. С.Робинсон 9 4
24. Г.Диксон 8 4
25. Д.Вэнс 8 3
26. В.Макинтайр 6 2
27. Т.Старджон 6 2
28. Ф.Фармер 6 2
29. У.Миллер 6 2
30. Д.Киз 6 2
31. К.Вильхельм 5 2
32. Б.Олдис 4 2
33. Э.Маккефри 4 2
34. А.Бестер 4 1
35. Д.Блиш 4 1
36. Ф.Дик 4 1
37. Д.Браннер 4 1
38. А.Паншин 4 1
39. Э.Дэвидсон 3 2
40. М.Лейнстер 2 1
41. Пирс Энтони 2 1
42. Э.Рассел 1 1
43. Г.Гаррисон - -
44. Р.Шекли - -
45. Х.Клемент - -
46. Г.Каттенр - -
47. Р.Шоу - -
48. А.Ван Вогт - -
49. Д.Уиндем - -
50. Ф.Хойл - -
--------------------------
Приведенные в таблице результаты представляются весьма
достоверными. Действительно, в первый список (22 автора) попали писатели,
удостоенные самых высоких знаков отличия ( Мастера ) или неоднократно
получавшие премии жанров НФ и фэнтези. В то же время таблица рейтинга
существенно изменяет наши представления в части табеля о рангах,
принятого в англо-американской фантастике в рассматриваемый период
времени. Оказывается, что Азимов, Бредбери и Саймак, столь любимые и
популярные у нас, не являются лучшими, хотя и обладают весьма высоким
рейтингом. Выясняется, что Шекли и Гаррисон - писатели, несомненно,
крупные - тем не менее отделены зияющей пропастью от лидеров. И,
пожалуй, только в отношении Артура Кларка наши ожидания не были
обмануты.
Бесспорным же лидером является Фриц Лейбер, писатель до сих
пор у нас малоизвестный. Он - единственный обладатель всех трех
почетных званий, с одинаковым успехом работающий и в жанре фантастики,
и в жанре фэнтези, и прекрасно владеющий всеми формами жанра. Среди
тринадцати полученных им премий три - за романы, шесть - за повести,
четыре - за рассказы; трижды его произведения получали одновременно
"Хьюго" и "Небьюлу".
С Урсулой Ле Гуин мы знакомы значительно лучше, чем с Лейбером
- на русском опубликованы "Хейнский цикл" и "Волшебник Земноморья".
Отметим, что такие ее романы, как "Левая рука тьмы" и "Обездоленные"
получили одновременно премии "Хьюго" и "Небьюлу". Два романа Артура
Кларка, которые удостоились такой же чести, хорошо нам известны - это
"Свидание с Рамой" и "Фонтаны рая". Что касается Пола Андерсона, то
премиями отмечены не его романы, а повести и рассказы, причем три вещи
одновременно получили "Небьюлу" и "Хьюго". Одна из этих новелл -
"Царица ветров и тьмы" - нам хорошо знакома.
Довольно большой промежуток отделяет Ле Гуин, Кларка и Андерсона
от следующей группы лидеров. Не следует, однако, преувеличивать размеры
этого отрыва. Роберт Хайнлайн - первый писатель, удостоенный звания
Мастера - является признанным творцом крупных форм. Четыре его романа
удостоены премии "Хьюго" - "Двойная звезда" - 1956; "Звездные рейнджеры"
- 1960; "Странный в странном мире" - 1962; "Луна - суровая владычица"
- 1967. Роджер Желязны, подобно Лейберу, успешно работал во всех
формах жанра; он - обладатель двух премий "Хьюго" ( за романы "Этот
бессмертный", 1966, и "Властелин света", 1968 ) и семи премий за
повести и новеллы, одна из которых удостоена одновременно "Хьюго" и
"Небьюлы". Айзек Азимов дважды получал премии "Хьюго" и "Небьюла"
одновременно - за роман "Сами боги" и новеллу "Двухсотлетний человек"
в 1983 г. "Хьюго" была присуждена также четвертому роману из цикла
"Основание".
Эндрю Нортон, второй после Лейбера обладатель звания Мастера,
стала впервые известна нам по роману "Саргассы в космосе", первой книги
тетралогии "Королева Солнца", которая вышла еще в 1969 г. в серии ЗФ
"Мир". Теперь мы имеем практически полное собрание ее сочинений и ряд
отдельных книг, выпущенных в последние два-три года. В гораздо меньшей
степени мы знакомы с творчеством крупнейшего новеллиста Харлана
Эллисона, который является обладателем одиннадцати премий (к настоящему
времени их, возможно, стало больше). Один из его рассказов ( "Джефри
пять лет") получил одновременно три премии - "Хьюго", "Небьюлу" и
"Фэнтези-Британия" - случай беспрецендентный! Отметим, что Эллисон
на пятнадцать лет младше Рэя Бредбери, другого известнейшего мастера
новеллы; повидимому, высокие титулы, которыми уже удостоен Бредбери,
у Эллисона еще вперед. Волею случая эти два писателя оказались рядом
в таблице рейтинга, и информация о количестве премированных произведений
говорит сама за себя.
Клиффорда Сеймака нет необходимости представлять нашим читателям;
можно с уверенностью сказать, что какое бы место Саймак не занял в
таблице рейтинга, он останется одним из самых любимых наших писателей.
Он получил три премии "Хьюго" - за повесть "Необъятный двор", роман
"Пересадочная станция" и рассказ "Грот танцующих оленей".
За последние годы мы познакомились и с лучшими произведениями
остальных авторов, незаурядных писателей, чьи имена стоят в левой и в
правой половине таблицы. К их числу относятся получившие одновременно
"Хьюго" и "Небьюлу" романы Ларри Нивена "Мир - кольцо" и Фрэнка
Херберта "Дюна"; мы открыли для себя Роберта Силверберга, Майкла
Муркока, Энн Маккефри и Филипа Фармера. Вспомним и другие имена -
Робинсон, Диксон, Вэнс, Макинтайр, Старджон, Миллер, Киз, Вильхельм,
Олдисс и все остальные. Их достижения в 2-8 баллов кажутся скромными
сравнительно с двумя-тремя десятками баллов у лидеров, однако у
большинства писателей из правой половины таблицы имеется один или
два премированных романа - и это превосходные вещи! А кроме того,
почти у каждого из них есть еще несколько ( иногда - десятки )
прекрасных произведений, которые чуть-чуть не дотянулись до премии.
Но разве из-за этого мы с вами будем читать их с меньшим удовольствием?
Все относительно в мире - а в мире литературы тем более; и вполне
возможно, что наши сердца покорят Фармер и Киз, Дик и Паншин и те же
незабвенные Гаррисон и Шекли - а не блистательные лауреаты Фриц Лейбер
и Урсула Ле Гуин.
Сообщений: 19
• Страница 2 из 2 • 1, 2
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1