Новости
Сообщений: 38
• Страница 3 из 4 • 1, 2, 3, 4
Платите неустойку!
Госдума практические единогласно приняла в первом чтении поправки к закону об ОСАГО, вводящие неустойку за нарушение срока страховых выплат.
На принятие решения о выплате или отказе в возмещении закон отводит страховым компаниям не более 15 дней. За каждый день просрочки сверх этого срока законопроект предусматривает неустойку в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка от общей суммы страхового платежа. При ныне действующей 13-процентной ставке, ежедневная пеня составит примерно 0,087%. То есть при средней выплате в размере 21 тысячи рублей за каждый день просрочки автомобилисту полагается чуть более 18 рублей. Негусто.
Больше других недовольны страховщики с серьезной клиентской базой — из-за большого количества обращений крупные страховые компании порой часто физически не укладываются в отведенные сроки. А для того, чтобы крупные страховщики не пытались затягивать наименее значительные выплаты (небольшие штрафы платить выгоднее, чем совершенствовать систему обслуживания), законопроект предусматривает более жесткие меры для злостных неплательщиков — вплоть до отзыва лицензии или приостановления работы страховщика.
Госдума практические единогласно приняла в первом чтении поправки к закону об ОСАГО, вводящие неустойку за нарушение срока страховых выплат.
На принятие решения о выплате или отказе в возмещении закон отводит страховым компаниям не более 15 дней. За каждый день просрочки сверх этого срока законопроект предусматривает неустойку в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка от общей суммы страхового платежа. При ныне действующей 13-процентной ставке, ежедневная пеня составит примерно 0,087%. То есть при средней выплате в размере 21 тысячи рублей за каждый день просрочки автомобилисту полагается чуть более 18 рублей. Негусто.
Больше других недовольны страховщики с серьезной клиентской базой — из-за большого количества обращений крупные страховые компании порой часто физически не укладываются в отведенные сроки. А для того, чтобы крупные страховщики не пытались затягивать наименее значительные выплаты (небольшие штрафы платить выгоднее, чем совершенствовать систему обслуживания), законопроект предусматривает более жесткие меры для злостных неплательщиков — вплоть до отзыва лицензии или приостановления работы страховщика.
Косметические поправки
С 1 января 2006 года вступают в силу поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответсвенности (ОСАГО), предложенные Минфином, которые изменяют величину некоторых повышающих коэффициентов. Но о коренном пересмотре тарифной сетки говорить не приходится — изменения носят, по сути, косметический характер.
Больше всего повезло владельцам автомобилей мощностью чуть менее 100 л.с. — диапазон «от 70 до 95 л.с.» с коэффициентом 1,0 расширен до «от 70 до 100 л.с.). Это значит, что полис на Renault Megane 1.4 (98 л.с.), Mitsubishi Lancer 1.6 (98 л.с.) или Ford Focus 1.6 (100 л.с.) будет стоить на 30% дешевле, чем в уходящем году. Упразднена категория автомобилей «свыше 200 л.с.» с коэффициентом 1,9: стоимость полиса для всех машин мощностью свыше 150 л.с. теперь умножается на 1,7. Для остальных групп коэффициенты остались прежними.
Например, для городов с населением до 50 тыс. человек и прочих населенных пунктов вместо двух коэффициентов 0,6 и 0,4 установлен единый коэффициент — 0,5. А Московская область лишилась районной дифференциации — вместо прежних коэффициентов 1,6 и 1,8 используется один — 1,7.
Еще одно изменение касается иностранцев: максимальный срок действия транзитного полиса увеличился с шести месяцев до одного года.
А более масштабных изменений пока не предвидится — ни в Законе об ОСАГО, ни в тарифах. Хотя ситуация уже давно напоминает театр абсурда. Автомобилисты весь год жалуются на высокую стоимость полисов, задержку и занижение размеров выплат, а страховщики сетуют на то, что ОСАГО вот-вот станет убыточным. Хотя, судя по статистике, об убытках речи не идет: сегодня так называемая убыточность (отношение страховых выплат к собранным премиям) по ОСАГО составляет 60—65%, что на деле означает прибыльность 35—40%...
С 1 января 2006 года вступают в силу поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответсвенности (ОСАГО), предложенные Минфином, которые изменяют величину некоторых повышающих коэффициентов. Но о коренном пересмотре тарифной сетки говорить не приходится — изменения носят, по сути, косметический характер.
Больше всего повезло владельцам автомобилей мощностью чуть менее 100 л.с. — диапазон «от 70 до 95 л.с.» с коэффициентом 1,0 расширен до «от 70 до 100 л.с.). Это значит, что полис на Renault Megane 1.4 (98 л.с.), Mitsubishi Lancer 1.6 (98 л.с.) или Ford Focus 1.6 (100 л.с.) будет стоить на 30% дешевле, чем в уходящем году. Упразднена категория автомобилей «свыше 200 л.с.» с коэффициентом 1,9: стоимость полиса для всех машин мощностью свыше 150 л.с. теперь умножается на 1,7. Для остальных групп коэффициенты остались прежними.
Например, для городов с населением до 50 тыс. человек и прочих населенных пунктов вместо двух коэффициентов 0,6 и 0,4 установлен единый коэффициент — 0,5. А Московская область лишилась районной дифференциации — вместо прежних коэффициентов 1,6 и 1,8 используется один — 1,7.
Еще одно изменение касается иностранцев: максимальный срок действия транзитного полиса увеличился с шести месяцев до одного года.
А более масштабных изменений пока не предвидится — ни в Законе об ОСАГО, ни в тарифах. Хотя ситуация уже давно напоминает театр абсурда. Автомобилисты весь год жалуются на высокую стоимость полисов, задержку и занижение размеров выплат, а страховщики сетуют на то, что ОСАГО вот-вот станет убыточным. Хотя, судя по статистике, об убытках речи не идет: сегодня так называемая убыточность (отношение страховых выплат к собранным премиям) по ОСАГО составляет 60—65%, что на деле означает прибыльность 35—40%...
Экзамены на получение водительских прав с 2006 года будут принимать специальные комиссии
Экзамены на получение водительских прав с 2006 года будут принимать специальные комиссии, сообщил в четверг журналистам первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, передает РИА "Новости". По его словам, это предусмотрено федеральной целевой программой по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы, которая была одобрена в четверг на заседании правительства.
По словам Чекалина, в комиссию будут входить представители ГАИ, транспортной организации, компании по ОСАГО, муниципалитета и общественности.
Сейчас первичные экзамены у водителей на знание правил дорожного движения принимают автошколы, а вторичные экзамены (ПДД и вождение) - ГАИ, напомнил Чекалин.
Экзамены на получение водительских прав с 2006 года будут принимать специальные комиссии, сообщил в четверг журналистам первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, передает РИА "Новости". По его словам, это предусмотрено федеральной целевой программой по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы, которая была одобрена в четверг на заседании правительства.
По словам Чекалина, в комиссию будут входить представители ГАИ, транспортной организации, компании по ОСАГО, муниципалитета и общественности.
Сейчас первичные экзамены у водителей на знание правил дорожного движения принимают автошколы, а вторичные экзамены (ПДД и вождение) - ГАИ, напомнил Чекалин.
Цены на бензин. И снова подорожает?
Андрей Морозов
Топливный кризис, едва не разразившийся в России в начале осени, в последний момент был заморожен. Чуть ли не в прямом смысле. Стремительно ползущие цены на бензин остановили могучей рукой нефтяных монополистов...
И вроде как нервное напряжение спало. Но каждый раз, подъезжая к заправке и глядя на вроде бы застывшие цены за литр 92-го и 95-го, нет-нет да подумаешь: а сколько придется платить в январе? Эксперты «За рулем» считают, что ненамного больше. Ну а дальше что?
КАК «ТОРМОЗНУЛИ» ЦЕНЫ
Автором достаточно сенсационной инициативы стал президент компании «ЛУКОЙЛ» В.Алекперов. С 19 сентября до конца 2005 года она зафиксировала розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих АЗС во всех регионах России. Этот шаг, по мнению Алекперова, позволил на краткосрочный период сдержать рост цен на топливо, а также «продолжить начатый конструктивный диалог между правительством РФ и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты».
Подобный шаг компания, как известно, сделала и в декабре прошлого года. Напомним, что тогда по май 2005-го она на 5% снизила розничные цены на топливо. Перед этим Алекперова приглашали в самый главный кабинет страны. Что Путин сказал нефтяному королю, осталось между ними, только покинув кабинет № 1, глава «ЛУКОЙЛа» заявил: ради России его компания снижает цены. Народ олигарху мысленно поаплодировал, а коллеги-конкуренты, выдавив из себя улыбки, последовали его примеру.
Это своеобразное «нефтяное перемирие» продержалось, как и было объявлено в декабре, до мая этого года. А потом наши нефтяники цены отпустили. Особенно сильно они скакнули в конце августа – начале сентября, как выяснилось – «не вовремя». К этому моменту не успели завершить уборочные работы, да цены задрали так, что возмутились даже вполне обеспеченные граждане. Стон о повышении цен не мог не дойти до президента, а во второй раз он едва ли ограничился «профилактической беседой». И «ЛУКОЙЛ» сыграл на опережение президентского гнева.
В тот же день все ведущие российские нефтяные компании на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко «согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства». В неофициальных беседах чиновники в один голос называют договоренность нефтяников с Христенко «сплошным пиаром». В самом деле, цены на топливо зависят не только от стоимости нефти на международных биржах, но еще и от внутреннего спроса. Сейчас его пик миновал – закончены основные сельхозработы, закуплены нефтепродукты на зиму, так что дальше можно ожидать стагнации, а начиная с декабря и вовсе снижения цен – так бывает каждый год. Заморозив стоимость и без того дешевеющего топлива, нефтяники смогут без всяких жертв заработать себе политические очки, считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Так оно и случилось: цены были зафиксированы в самой высокой ценовой точке, и если бы в России функционировал по-настоящему цивилизованный рынок нефтепродуктов, то цена на бензин все равно неминуемо бы упала.
ЗАЧЕМ «ТОРМОЗНУЛИ»
Фиксация цены на бензин позволила нефтяникам избежать осложнений. Если помните, президент даже свое ежегодное общение с народом по телевидению начал с этой проблемы. При этом нефтяников не ругал, а жалел: у них-де и так много изымают в виде налогов! «Правительство рассматривает возможность поменять эту систему, с тем чтобы изъятия были сбалансированы, чтобы обеспечить и доходы государства и чтобы не поднимать цены на ГСМ», – заявил президент, отметив при этом, что резкое подорожание топлива, пик которого пришелся на начало осени, связано с тем, что российская экономика интегрирована в мировую.
Как ни странно, после того как цены были заморожены, страна ни на шаг не продвинулась в решении бензиновой проблемы. «Одним замораживанием цен проблему роста стоимости бензина в России не решить», – заявил в те же дни премьер-министр Михаил Фрадков. Он подчеркнул, что правительство принимает комплекс мер, касающихся роста цен на ГСМ: регулирование экспортных тарифов, уточнение ставок налогов, антимонопольные, административные и экономические меры. Но пока они разрабатываются, потихоньку начался новый передел рынка. Тот же «ЛУКОЙЛ» может достаточно долгое время торговать на своих собственных заправках по оптовым ценам, пренебрегая сверхприбылью. Владельцы же частных АЗС, которых сегодня на рынке большинство, вынуждены покупать бензин у больших компаний по оптовым ценам и продавать по розничным. Но оптовые-то цены никто не фиксировал! А значит, они могут вырасти, съедая таким образом прибыль мелкого автозаправщика.
Как правило, у нефтяных компаний мало собственных заправок. Те шесть, которые «договорились» с Христенко, владеют не больше одной пятой из примерно 20 000 российских АЗС, контролируя при этом больше половины нефтепереработки. Повышая отпускные цены для «чужих» АЗС и заморозив стоимость бензина на своих, они могут выдавить конкурентов из целых регионов. Из этого следует, что ведущие нефтяные компании уже до января следующего года могут разорить многих частников и за бесценок завладеть их имуществом. Но тем, кто 1 января приедет на заправку, совершенно все равно, кто ею владеет, какие у хозяина и его работников трудности в конкурентной борьбе.
И напоследок – о прогнозах роста цен. В январе цена на бензин не поднимется хотя бы потому, что не будет особого спроса. Это – сезонное правило. Зато точно топливо подорожает весной. И вот тогда уже никакое искусственное замораживание не поможет избежать реального топливного кризиса. Если, конечно, правительство не воплотит в жизнь свои благие планы под условным названием «Как нам в России удешевить бензин».
Андрей Морозов
Топливный кризис, едва не разразившийся в России в начале осени, в последний момент был заморожен. Чуть ли не в прямом смысле. Стремительно ползущие цены на бензин остановили могучей рукой нефтяных монополистов...
И вроде как нервное напряжение спало. Но каждый раз, подъезжая к заправке и глядя на вроде бы застывшие цены за литр 92-го и 95-го, нет-нет да подумаешь: а сколько придется платить в январе? Эксперты «За рулем» считают, что ненамного больше. Ну а дальше что?
КАК «ТОРМОЗНУЛИ» ЦЕНЫ
Автором достаточно сенсационной инициативы стал президент компании «ЛУКОЙЛ» В.Алекперов. С 19 сентября до конца 2005 года она зафиксировала розничные цены на бензин и дизельное топливо на своих АЗС во всех регионах России. Этот шаг, по мнению Алекперова, позволил на краткосрочный период сдержать рост цен на топливо, а также «продолжить начатый конструктивный диалог между правительством РФ и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты».
Подобный шаг компания, как известно, сделала и в декабре прошлого года. Напомним, что тогда по май 2005-го она на 5% снизила розничные цены на топливо. Перед этим Алекперова приглашали в самый главный кабинет страны. Что Путин сказал нефтяному королю, осталось между ними, только покинув кабинет № 1, глава «ЛУКОЙЛа» заявил: ради России его компания снижает цены. Народ олигарху мысленно поаплодировал, а коллеги-конкуренты, выдавив из себя улыбки, последовали его примеру.
Это своеобразное «нефтяное перемирие» продержалось, как и было объявлено в декабре, до мая этого года. А потом наши нефтяники цены отпустили. Особенно сильно они скакнули в конце августа – начале сентября, как выяснилось – «не вовремя». К этому моменту не успели завершить уборочные работы, да цены задрали так, что возмутились даже вполне обеспеченные граждане. Стон о повышении цен не мог не дойти до президента, а во второй раз он едва ли ограничился «профилактической беседой». И «ЛУКОЙЛ» сыграл на опережение президентского гнева.
В тот же день все ведущие российские нефтяные компании на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко «согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства». В неофициальных беседах чиновники в один голос называют договоренность нефтяников с Христенко «сплошным пиаром». В самом деле, цены на топливо зависят не только от стоимости нефти на международных биржах, но еще и от внутреннего спроса. Сейчас его пик миновал – закончены основные сельхозработы, закуплены нефтепродукты на зиму, так что дальше можно ожидать стагнации, а начиная с декабря и вовсе снижения цен – так бывает каждый год. Заморозив стоимость и без того дешевеющего топлива, нефтяники смогут без всяких жертв заработать себе политические очки, считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Так оно и случилось: цены были зафиксированы в самой высокой ценовой точке, и если бы в России функционировал по-настоящему цивилизованный рынок нефтепродуктов, то цена на бензин все равно неминуемо бы упала.
ЗАЧЕМ «ТОРМОЗНУЛИ»
Фиксация цены на бензин позволила нефтяникам избежать осложнений. Если помните, президент даже свое ежегодное общение с народом по телевидению начал с этой проблемы. При этом нефтяников не ругал, а жалел: у них-де и так много изымают в виде налогов! «Правительство рассматривает возможность поменять эту систему, с тем чтобы изъятия были сбалансированы, чтобы обеспечить и доходы государства и чтобы не поднимать цены на ГСМ», – заявил президент, отметив при этом, что резкое подорожание топлива, пик которого пришелся на начало осени, связано с тем, что российская экономика интегрирована в мировую.
Как ни странно, после того как цены были заморожены, страна ни на шаг не продвинулась в решении бензиновой проблемы. «Одним замораживанием цен проблему роста стоимости бензина в России не решить», – заявил в те же дни премьер-министр Михаил Фрадков. Он подчеркнул, что правительство принимает комплекс мер, касающихся роста цен на ГСМ: регулирование экспортных тарифов, уточнение ставок налогов, антимонопольные, административные и экономические меры. Но пока они разрабатываются, потихоньку начался новый передел рынка. Тот же «ЛУКОЙЛ» может достаточно долгое время торговать на своих собственных заправках по оптовым ценам, пренебрегая сверхприбылью. Владельцы же частных АЗС, которых сегодня на рынке большинство, вынуждены покупать бензин у больших компаний по оптовым ценам и продавать по розничным. Но оптовые-то цены никто не фиксировал! А значит, они могут вырасти, съедая таким образом прибыль мелкого автозаправщика.
Как правило, у нефтяных компаний мало собственных заправок. Те шесть, которые «договорились» с Христенко, владеют не больше одной пятой из примерно 20 000 российских АЗС, контролируя при этом больше половины нефтепереработки. Повышая отпускные цены для «чужих» АЗС и заморозив стоимость бензина на своих, они могут выдавить конкурентов из целых регионов. Из этого следует, что ведущие нефтяные компании уже до января следующего года могут разорить многих частников и за бесценок завладеть их имуществом. Но тем, кто 1 января приедет на заправку, совершенно все равно, кто ею владеет, какие у хозяина и его работников трудности в конкурентной борьбе.
И напоследок – о прогнозах роста цен. В январе цена на бензин не поднимется хотя бы потому, что не будет особого спроса. Это – сезонное правило. Зато точно топливо подорожает весной. И вот тогда уже никакое искусственное замораживание не поможет избежать реального топливного кризиса. Если, конечно, правительство не воплотит в жизнь свои благие планы под условным названием «Как нам в России удешевить бензин».
Об «убыточности» бизнеса ОСАГО
Романенко Борис
Вопрос о рентабельности бизнеса ОСАГО до сих пор остается для простых граждан «темным лесом», «тремя соснами» и… этой, как ее… «филькиной грамотой».
С одной стороны ОСАГО называют бизнесом, что подразумевает полноценную чистую прибыль, позволяющую бизнесменам зарабатывать на хлебушек с маслицем. С другой стороны, на всех углах нам пытаются доказать, что ОСАГО - бизнес убыточный, и занимаются им страховые компании лишь для того, чтобы привлечь клиентов для других видов страхования. Но, как выясняется, условно убыточным этот бизнес получается из-за «устрожения Федерального законодательства по оказанию услуг по ОСАГО». Зачем, спрашивается, Федеральное законодательство так устрожает эти условия? Очевидно, для того, чтобы граждане были максимально защищены от финансовых катаклизмов в виде невыплат страховых компенсаций, и, в конечном итоге, чтобы повысилось качество жизни людей в нашем демократическом государстве.
При этом ОСАГО - обязательное условие движения по российским дорогам, что само по себе уже не совсем демократично. Кроме того, когда дело доходит до получения компенсаций, автомобилисты страдают - иногда доходит до выбивания своих денег из страховых компаний. Интересно, что виновник аварии в результате чувствует себя наиболее вольготно, а пострадавший вынужден обивать пороги, тратить время и нервы, чтобы получить компенсацию.
Но и страховым компаниям тоже как будто не сладко. ОСАГО - бизнес вроде как убыточный. Кроме этого, страховщик обязан в течение 15 рабочих дней с момента подачи всего пакета документов организовать экспертизу, а затем в течение пяти дней произвести выплату. В Европе разрешены сроки порядка 1,5-2 месяцев. Опять же нервотрепка, претензии и недовольство граждан.
А, собственно, что значит «убыточный» бизнес? Руководствуясь бухгалтерским понятием баланса, это должно означать, что в результате всех проведенных мероприятий страховые компании остаются «в минусе» по услуге ОСАГО. Однако это не совсем так. Лишь в некоторых европейских странах страховые компании сознательно идут на «минус», снижая тарифные ставки, чтобы действительно привлечь привередливых клиентов. У нас же крупные компании, которым банкротство условно не грозит, явно в плюсе. Термин «убыточность» здесь означает конкретную вещь: это те деньги, которые помимо текущих затрат типа зарплаты сотрудников, оплаты коммунальных услуг, связи, транспорта, полиграфии, рекламы и так далее, не попадают в карман страховщика.
Поясним на цифрах, полученных нами на состоявшемся 23 ноября в Доме журналиста семинаре для региональной прессы «Автогражданская ответственность в России: опыт, проблемы, перспективы развития», проведенном по инициативе Российского Союза Автостраховщиков (РСА). За пройденный период 2005 года российские страховые компании собрали страховых премий на общую сумму 38,7 млрд. рублей. Страховые выплаты составили 19 млрд. рублей - это 49 % от «выручки». Остается 51%. Еще 5% дохода страховщики, по определению являющиеся членами профессионального объединения, обязаны вносить в фонды гарантии (их два), формируемые в РСА, которые Союз использует уже для осуществления страховых выплат в случаях банкротства страховщика или отзыва лицензии, скрытия виновника аварии с места ДТП, отсутствия у виновника страхового полиса. Остается 46 %. Далее, согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не более 5% от дохода страховщики имеют право положить себе в карман. Остается 41 %. Текущие расходы на зарплату агентов, оплату коммунальных и иных услуг составляют порядка 20-23% (по информации РСА). Остается 18%, что составляет приблизительно (если учитывать возможные погрешности) 6,96 млрд. рублей. Именно эти деньги уходят на формирование некого страхового резерва. Дословно эта строка закона (ст.22, п.2) звучит так: «В случае если при применении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие годы». То есть, это надо понимать, на случай банкротства или близкого к тому состояния. Эта сумма, как нетрудно догадаться, оседает в сейфе. И предполагается, что деньги эти должны лежать там мертвым грузом в ожидании своего часа.
За 10 прошедших месяцев было заключено порядка 21 млн. договоров. Средняя страховая премия по информации РСА на сегодняшний день составляет 1858 рублей. К чему эти намеки? А к тому, что, если взять 6,96 млрд. рублей, которые отчисляются на формирование каких-то резервных фондов (помимо фондов РСА), и разделить на 21 млн. договоров… следите за руками… получится 331,4 рубля, на которые страховая премия при любых раскладах могла бы быть меньше. Это к вопросу о клиент-ориентированном подходе в бизнесе, о демократии, о социальных программах по улучшению качества жизни и так далее.
Короче, чем страховать грядущие катаклизмы за счет граждан, вполне можно было бы действительно использовать эти деньги на формирование нормальной системы ОСАГО и привлечение клиентов, что цивилизованные (и, по всей видимости, сытые) европейские страховщики и делают, подчас в ущерб себе.
А знаете ли вы…
…что каждая страховая компания для получения лицензии на право предоставлять услуги по ОСАГО должна быть членом соответствующего профессионального объединения. В нашей стране такой организацией стал Российский Союз Автостраховщиков. РСА вправе исключать из своих рядов недобросовестных страховщиков, и подобные прецеденты уже имели место. При этом Союз обязан выплачивать компенсации по тем договорам, которые «отчисленные» компании уже успели заключить и которые продолжают действовать на момент исключения.
…что, попав в затруднительное положение, связанное с ОСАГО (отсутствие страхового полиса, виновник аварии скрылся с места ДТП и т.д.), водитель может позвонить в приемную РСА по телефону 7 (095) 771-69-44(или в любую страховую компанию, член РСА), где его подробно проконсультируют и по возможности окажут профессиональную помощь.
…что многие проблемы, связанные с банкротством страховых компаний, вытекают из некорректного формирования региональных коэффициентов. К примеру, в некоторых северных регионах-ресурсодобытчиках, где автолюбители могут себе позволить ездить на дорогих авто и где они вынуждены ездить на внедорожниках, тарифные ставки неоправданно малы, в то время как размеры страховых выплат при авариях дорогостоящих внедорожников несоразмерно велики. А поскольку стоимость ремонта и запчастей в отдаленных регионах высока, это приводит к банкротству компаний.
…что, если у виновника ДТП фальшивый страховой полис, то ответственность за соучастие в мошенничестве он может избежать только в одном случае - неосведомленности о фальшивости оного. В худшем случае виновника привлекут к административной ответственности и заставят лично покрыть страховую выплату. Но если он сам стал жертвой обмана (нужны доказательства), то платить будет РСА. Примером обмана может быть продажа подделки страховой компанией, которая потеряла лицензию, но держит у себя пустые бланки полисов.
(авторизуйтесь для просмотра ссылок)
Романенко Борис
Вопрос о рентабельности бизнеса ОСАГО до сих пор остается для простых граждан «темным лесом», «тремя соснами» и… этой, как ее… «филькиной грамотой».
С одной стороны ОСАГО называют бизнесом, что подразумевает полноценную чистую прибыль, позволяющую бизнесменам зарабатывать на хлебушек с маслицем. С другой стороны, на всех углах нам пытаются доказать, что ОСАГО - бизнес убыточный, и занимаются им страховые компании лишь для того, чтобы привлечь клиентов для других видов страхования. Но, как выясняется, условно убыточным этот бизнес получается из-за «устрожения Федерального законодательства по оказанию услуг по ОСАГО». Зачем, спрашивается, Федеральное законодательство так устрожает эти условия? Очевидно, для того, чтобы граждане были максимально защищены от финансовых катаклизмов в виде невыплат страховых компенсаций, и, в конечном итоге, чтобы повысилось качество жизни людей в нашем демократическом государстве.
При этом ОСАГО - обязательное условие движения по российским дорогам, что само по себе уже не совсем демократично. Кроме того, когда дело доходит до получения компенсаций, автомобилисты страдают - иногда доходит до выбивания своих денег из страховых компаний. Интересно, что виновник аварии в результате чувствует себя наиболее вольготно, а пострадавший вынужден обивать пороги, тратить время и нервы, чтобы получить компенсацию.
Но и страховым компаниям тоже как будто не сладко. ОСАГО - бизнес вроде как убыточный. Кроме этого, страховщик обязан в течение 15 рабочих дней с момента подачи всего пакета документов организовать экспертизу, а затем в течение пяти дней произвести выплату. В Европе разрешены сроки порядка 1,5-2 месяцев. Опять же нервотрепка, претензии и недовольство граждан.
А, собственно, что значит «убыточный» бизнес? Руководствуясь бухгалтерским понятием баланса, это должно означать, что в результате всех проведенных мероприятий страховые компании остаются «в минусе» по услуге ОСАГО. Однако это не совсем так. Лишь в некоторых европейских странах страховые компании сознательно идут на «минус», снижая тарифные ставки, чтобы действительно привлечь привередливых клиентов. У нас же крупные компании, которым банкротство условно не грозит, явно в плюсе. Термин «убыточность» здесь означает конкретную вещь: это те деньги, которые помимо текущих затрат типа зарплаты сотрудников, оплаты коммунальных услуг, связи, транспорта, полиграфии, рекламы и так далее, не попадают в карман страховщика.
Поясним на цифрах, полученных нами на состоявшемся 23 ноября в Доме журналиста семинаре для региональной прессы «Автогражданская ответственность в России: опыт, проблемы, перспективы развития», проведенном по инициативе Российского Союза Автостраховщиков (РСА). За пройденный период 2005 года российские страховые компании собрали страховых премий на общую сумму 38,7 млрд. рублей. Страховые выплаты составили 19 млрд. рублей - это 49 % от «выручки». Остается 51%. Еще 5% дохода страховщики, по определению являющиеся членами профессионального объединения, обязаны вносить в фонды гарантии (их два), формируемые в РСА, которые Союз использует уже для осуществления страховых выплат в случаях банкротства страховщика или отзыва лицензии, скрытия виновника аварии с места ДТП, отсутствия у виновника страхового полиса. Остается 46 %. Далее, согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не более 5% от дохода страховщики имеют право положить себе в карман. Остается 41 %. Текущие расходы на зарплату агентов, оплату коммунальных и иных услуг составляют порядка 20-23% (по информации РСА). Остается 18%, что составляет приблизительно (если учитывать возможные погрешности) 6,96 млрд. рублей. Именно эти деньги уходят на формирование некого страхового резерва. Дословно эта строка закона (ст.22, п.2) звучит так: «В случае если при применении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие годы». То есть, это надо понимать, на случай банкротства или близкого к тому состояния. Эта сумма, как нетрудно догадаться, оседает в сейфе. И предполагается, что деньги эти должны лежать там мертвым грузом в ожидании своего часа.
За 10 прошедших месяцев было заключено порядка 21 млн. договоров. Средняя страховая премия по информации РСА на сегодняшний день составляет 1858 рублей. К чему эти намеки? А к тому, что, если взять 6,96 млрд. рублей, которые отчисляются на формирование каких-то резервных фондов (помимо фондов РСА), и разделить на 21 млн. договоров… следите за руками… получится 331,4 рубля, на которые страховая премия при любых раскладах могла бы быть меньше. Это к вопросу о клиент-ориентированном подходе в бизнесе, о демократии, о социальных программах по улучшению качества жизни и так далее.
Короче, чем страховать грядущие катаклизмы за счет граждан, вполне можно было бы действительно использовать эти деньги на формирование нормальной системы ОСАГО и привлечение клиентов, что цивилизованные (и, по всей видимости, сытые) европейские страховщики и делают, подчас в ущерб себе.
А знаете ли вы…
…что каждая страховая компания для получения лицензии на право предоставлять услуги по ОСАГО должна быть членом соответствующего профессионального объединения. В нашей стране такой организацией стал Российский Союз Автостраховщиков. РСА вправе исключать из своих рядов недобросовестных страховщиков, и подобные прецеденты уже имели место. При этом Союз обязан выплачивать компенсации по тем договорам, которые «отчисленные» компании уже успели заключить и которые продолжают действовать на момент исключения.
…что, попав в затруднительное положение, связанное с ОСАГО (отсутствие страхового полиса, виновник аварии скрылся с места ДТП и т.д.), водитель может позвонить в приемную РСА по телефону 7 (095) 771-69-44(или в любую страховую компанию, член РСА), где его подробно проконсультируют и по возможности окажут профессиональную помощь.
…что многие проблемы, связанные с банкротством страховых компаний, вытекают из некорректного формирования региональных коэффициентов. К примеру, в некоторых северных регионах-ресурсодобытчиках, где автолюбители могут себе позволить ездить на дорогих авто и где они вынуждены ездить на внедорожниках, тарифные ставки неоправданно малы, в то время как размеры страховых выплат при авариях дорогостоящих внедорожников несоразмерно велики. А поскольку стоимость ремонта и запчастей в отдаленных регионах высока, это приводит к банкротству компаний.
…что, если у виновника ДТП фальшивый страховой полис, то ответственность за соучастие в мошенничестве он может избежать только в одном случае - неосведомленности о фальшивости оного. В худшем случае виновника привлекут к административной ответственности и заставят лично покрыть страховую выплату. Но если он сам стал жертвой обмана (нужны доказательства), то платить будет РСА. Примером обмана может быть продажа подделки страховой компанией, которая потеряла лицензию, но держит у себя пустые бланки полисов.
(авторизуйтесь для просмотра ссылок)
ОСАГО: И без услуг ГАИ...
Моржаретто Игорь
Напомним еще раз: прошедшим летом система ОСАГО отметила свое двухлетие. За это время ушли в прошлое политические призывы типа «отменить грабительскую обдираловку населения» и все больше появлялось предложений реальных, приемлемых.
Богата на предложения была и минувшая осень. Причем примечательно, что исходили они не от самих страховщиков, а от государственных учреждений высокого ранга, парламентариев. Что же предлагают?
МИНУС СТИКЕР
Минфин свои поправки уже отправил двумя пакетами – один ушел в правительство и уже в декабре может стать полноценным постановлением, а другой – в Государственную думу (она рассмотрит поправки во время осенней сессии). Кроме чисто формальных, юридических (Конституционный суд потребовал подкорректировать ряд определений), есть и практические, очень важные для армии автолюбителей.
Предлагается упростить порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены автовладельца, а также при наступлении неплатежеспособности страховщика. При оформлении полиса не потребуется ни сам собственник, ни доверенность от него (впрочем, страховые агенты и сейчас не обращают на это внимание). Страховые компании при расторжении договора смогут оставить себе только 3%, а не 23, как пытаются сейчас. Скидка за безаварийную езду теперь будет действовать и при смене автомобиля. А еще сферу действия полиса предлагают распространить и на так называемые «внутренние территории», то есть страховые компании будут выплачивать компенсации, если авария произошла на площадке АЗС, стоянке, во дворе и т.д. Закон такие случаи не относит к ДТП, и сегодня возмещать ущерб приходится самим автолюбителям.
Еще Минфин планирует пересмотреть размеры выплат. Сейчас действует установленный два года назад лимит, согласно которому выплаты по жизни и здоровью на всех пострадавших не должны превышать 240 тыс. рублей. По новому проекту каждому потерпевшему можно выплачивать до 160 тысяч рублей.
И, наконец, самая главная, давно ожидаемая поправка – Минфин разрешает отказаться от услуг ГАИ при регистрации мелких аварий. В новом документе должны быть четко прописаны критерии, по которым отличают «значительную» аварию от «незначительной». Понятно, речь идет о ДТП, где не пострадали люди. Сумма ущерба, видимо, будет ограничена 15 тыс. рублей. В спорных случаях определить, укладываются или нет потерпевшие в отведенные рамки, вероятно, должны аварийные комиссары или другие представители страховщиков, которых все-таки придется вызывать на место. Но в таких случаях они кровно заинтересованы, чтобы прибыть туда как можно быстрее.
Из «экзотических» предложений министерства назовем отмену «стикеров», которые ныне мы обязаны клеить на ветровое стекло. Это совершенно ни к чему: по закону документом, подтверждающим наличие договора ОСАГО, является полис. Именно его и требуют гаишники при проверках. Не станет «стикеров» – случится большая экономия средств для страховщиков, да и автолюбителям не надо мучиться, сдирая старую наклейку.
Есть предложение, которое если и пройдет, то с большими оговорками. Речь о снижении периода страхования ТС для граждан, использующих автомобиль только летом или по выходным дням, а также для юридических лиц, эксплуатирующих сезонную технику (комбайны, снегоуборочные машины и т. д.). С последними, надо полагать, договорятся, но разного рода «дачные» полисы страховщики считают для себя глубоко убыточными и будут «стоять до конца».
С несколькими инициативами выступили и депутаты Государственной думы, и региональных парламентов, но они в основном перекликаются с предложениями Минфина. А отличился глава МЧС Сергей Шойгу. На пленарном заседании Госдумы он неожиданно для всех предложил страховым компаниям… делиться доходами с его ведомством. Фонд ОСАГО, считает министр, должен компенсировать не только лечение пострадавших, но и спасательные операции на дорогах, поскольку в ликвидации последствий ДТП почти всегда участвуют люди и техника МЧС! Если следовать этому, то через некоторое время глава ДОБДД В.Кирьянов должен потребовать от страховщиков, чтобы те оплачивали каждый выезд гаишников на место аварии. Легко представить, сколько при таком раскладе будет стоить полис для рядового автовладельца.
К счастью, инициатива МЧС, похоже, так и останется в числе «устных предложений» – по нашим сведениям, в виде законопроекта ее никто не оформлял. Что еще радует? В Госдуму больше не поступает предложений «отменить закон об ОСАГО». А вот доработки, скорее всего, необходимы.
Моржаретто Игорь
Напомним еще раз: прошедшим летом система ОСАГО отметила свое двухлетие. За это время ушли в прошлое политические призывы типа «отменить грабительскую обдираловку населения» и все больше появлялось предложений реальных, приемлемых.
Богата на предложения была и минувшая осень. Причем примечательно, что исходили они не от самих страховщиков, а от государственных учреждений высокого ранга, парламентариев. Что же предлагают?
МИНУС СТИКЕР
Минфин свои поправки уже отправил двумя пакетами – один ушел в правительство и уже в декабре может стать полноценным постановлением, а другой – в Государственную думу (она рассмотрит поправки во время осенней сессии). Кроме чисто формальных, юридических (Конституционный суд потребовал подкорректировать ряд определений), есть и практические, очень важные для армии автолюбителей.
Предлагается упростить порядок досрочного расторжения договора ОСАГО в случае замены автомобиля, смены автовладельца, а также при наступлении неплатежеспособности страховщика. При оформлении полиса не потребуется ни сам собственник, ни доверенность от него (впрочем, страховые агенты и сейчас не обращают на это внимание). Страховые компании при расторжении договора смогут оставить себе только 3%, а не 23, как пытаются сейчас. Скидка за безаварийную езду теперь будет действовать и при смене автомобиля. А еще сферу действия полиса предлагают распространить и на так называемые «внутренние территории», то есть страховые компании будут выплачивать компенсации, если авария произошла на площадке АЗС, стоянке, во дворе и т.д. Закон такие случаи не относит к ДТП, и сегодня возмещать ущерб приходится самим автолюбителям.
Еще Минфин планирует пересмотреть размеры выплат. Сейчас действует установленный два года назад лимит, согласно которому выплаты по жизни и здоровью на всех пострадавших не должны превышать 240 тыс. рублей. По новому проекту каждому потерпевшему можно выплачивать до 160 тысяч рублей.
И, наконец, самая главная, давно ожидаемая поправка – Минфин разрешает отказаться от услуг ГАИ при регистрации мелких аварий. В новом документе должны быть четко прописаны критерии, по которым отличают «значительную» аварию от «незначительной». Понятно, речь идет о ДТП, где не пострадали люди. Сумма ущерба, видимо, будет ограничена 15 тыс. рублей. В спорных случаях определить, укладываются или нет потерпевшие в отведенные рамки, вероятно, должны аварийные комиссары или другие представители страховщиков, которых все-таки придется вызывать на место. Но в таких случаях они кровно заинтересованы, чтобы прибыть туда как можно быстрее.
Из «экзотических» предложений министерства назовем отмену «стикеров», которые ныне мы обязаны клеить на ветровое стекло. Это совершенно ни к чему: по закону документом, подтверждающим наличие договора ОСАГО, является полис. Именно его и требуют гаишники при проверках. Не станет «стикеров» – случится большая экономия средств для страховщиков, да и автолюбителям не надо мучиться, сдирая старую наклейку.
Есть предложение, которое если и пройдет, то с большими оговорками. Речь о снижении периода страхования ТС для граждан, использующих автомобиль только летом или по выходным дням, а также для юридических лиц, эксплуатирующих сезонную технику (комбайны, снегоуборочные машины и т. д.). С последними, надо полагать, договорятся, но разного рода «дачные» полисы страховщики считают для себя глубоко убыточными и будут «стоять до конца».
С несколькими инициативами выступили и депутаты Государственной думы, и региональных парламентов, но они в основном перекликаются с предложениями Минфина. А отличился глава МЧС Сергей Шойгу. На пленарном заседании Госдумы он неожиданно для всех предложил страховым компаниям… делиться доходами с его ведомством. Фонд ОСАГО, считает министр, должен компенсировать не только лечение пострадавших, но и спасательные операции на дорогах, поскольку в ликвидации последствий ДТП почти всегда участвуют люди и техника МЧС! Если следовать этому, то через некоторое время глава ДОБДД В.Кирьянов должен потребовать от страховщиков, чтобы те оплачивали каждый выезд гаишников на место аварии. Легко представить, сколько при таком раскладе будет стоить полис для рядового автовладельца.
К счастью, инициатива МЧС, похоже, так и останется в числе «устных предложений» – по нашим сведениям, в виде законопроекта ее никто не оформлял. Что еще радует? В Госдуму больше не поступает предложений «отменить закон об ОСАГО». А вот доработки, скорее всего, необходимы.
Автопарк России-2005. Автомобильный клондайк
Моржаретто Игорь
Представляем статистику всего автомобильного парка страны.
В предыдущих номерах (ЗР, 2005, № 7– 10) мы знакомили читателей с автомобильным парком регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской областей и Приморского края. Выбор наш был не случайным – эти регионы весьма показательны для своих федеральных округов или для страны в целом. В последнем номере этого года мы выполняем обещание, которое в свое время дали читателям: представить статистику всего автомобильного парка страны. Знакомьтесь!
ЦЕНА ПОГРЕШНОСТИ
Как свидетельствует приведенная здесь таблица, на 1 января 2005 года на учете в РФ состояло 22 746 087 легковых автомобилей. Как так! – возмутится внимательный читатель. В пятом номере журнала, где начинались статистические обзоры, указана совсем иная цифра – 24 208 019. Как объяснить «исчезновение» почти 1,5 млн. автомобилей? Объясняем. Заметную часть из этих полутора миллионов составляет так называемый «спецтранспорт». В силовых ведомствах разбивка этих машин по моделям и маркам не подлежит разглашению – гостайна! Но об этом мы уже писали.
Есть еще одна большая группа, оказавшаяся для нас недоступной, – автомобили, марку или модель которых, оперируя данными ГИБДД, определить невозможно. Даже в «грамотной» столице (о чем мы тоже писали) на учете стоят машины под названием «иномарка» (так указано в техпаспорте!). Встречаются и названия фирм, которые мы не смогли идентифицировать. Короче говоря, почти полтора миллиона «непонятных» автомобилей мы решили при анализе не учитывать, тем более что по правилам статистики погрешность 5–7% не влияет на общий результат. Мы как раз уложились в эту норму.
Обработка базы данных, которую нам предоставляли в ДОБДД МВД РФ, заняла несколько месяцев. Напомним, о чем тоже не раз говорили. По порядку, утвержденному приказом министра МВД, статистические данные из регионов поступают в Москву и обрабатываются по стандартной форме. Учитывается общее количество машин в регионе с разбивкой по возрасту и «происхождению». Отечественные машины при этом разбивают по маркам и даже по группам моделей (например, ВАЗ-2101…2107), а вот иномарки почему-то делят всего на три категории – «с правым рулем», «собранные в РФ» и «запорожцы». Проанализировать состояние и структуру парка, располагая такими «данными», естественно, невозможно.
Чтобы получить полную картину автопарка страны (отечественного и иномарочного), мы и решили взять на себя нелегкий и дорогостоящий труд – обработку первичной базы данных ГИБДД. Впервые мы сделали это в прошлом году (результаты опубликованы в ЗР, 2004, № 10 и в изданной нами книге «Россия за рулем-2004»), а в нынешнем продолжили работу. Перед вами – структура легкового автопарка России с разбивкой по маркам (см. табл.). Эти данные публикуются в периодической печати впервые.
МОЛОДЕЕМ. НО МЕДЛЕННО…
В нашем парке присутствуют сегодня практически все известные в мире марки автомобилей – более 120 наименований, от редчайших «бугатти» (их 4) и «морганов» (2) до самых распространенных у нас, число которых перевалило за миллион (таких пять – ВАЗ, ГАЗ, «Москвич», «Тойота» и УАЗ). Словом, автомобильный Клондайк!
Но дело не только в количестве и разнообразии марок и моделей, а еще в их возрасте и состоянии. Тут картина иная. Парк страны хоть и обновляется, но, к сожалению, очень медленно. Львиная его доля (73,4%) – автомобили старше 7 лет, причем по разным федеральным округам этот показатель меняется – от «самого молодого» Приволжского федерального округа (67%) до «самого пожилого» Дальневосточного (93,8%).
В ходе работы нам даже пришлось вывести специальный «коэффициент обновления» – соотношение новых автомобилей (в нашем случае – 2004 года выпуска) к общему количеству машин в парке. Так вот, самые высокие темпы обновления парка в Центральном и Уральском округах (коэффициент 6,1), чуть отстают Северо-Западный и Приволжский (5,2), затем идут Южный (3,3), Сибирский (2,5) и замыкает список Дальневосточный (всего 0,4), где парк за прошлый год вырос менее чем на пять тысяч новых автомобилей. Из-за дальневосточников, предпочитающих по вполне понятным причинам любым новым машинам подержанные «праворукие» из Японии, средний по стране коэффициент весьма низкий – 4,7.
А что приобретают россияне из нового? В первую очередь, продукцию АВТОВАЗа – на его долю в прошлом году пришлось 59,7% всех новых поступлений парка. На втором месте – ГАЗ (8,8%): «волги», по-видимому, пополнили в основном гаражи администраций разного уровня и назначения. А на третьем месте – самая продаваемая у нас ныне иномарка «Хёндэ» (3,9%), за ней – «Тойота» (3,1%) и «Форд» (2,8%). Немало прибыло и трудяг УАЗов (2,6%), но они оказались в роли «залетных птиц» в компании «иностранцев». Замыкают первую десятку здесь «Мицубиси» (2,5%), «Дэу» (2,4%), КИА и «Рено» (по 1%). Так было в 2004 году. В 2005-м ситуация, видимо, изменится – доля отечественных машин сократится, а иностранных – возрастет. Это уже тенденция…
Моржаретто Игорь
Представляем статистику всего автомобильного парка страны.
В предыдущих номерах (ЗР, 2005, № 7– 10) мы знакомили читателей с автомобильным парком регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Свердловской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской областей и Приморского края. Выбор наш был не случайным – эти регионы весьма показательны для своих федеральных округов или для страны в целом. В последнем номере этого года мы выполняем обещание, которое в свое время дали читателям: представить статистику всего автомобильного парка страны. Знакомьтесь!
ЦЕНА ПОГРЕШНОСТИ
Как свидетельствует приведенная здесь таблица, на 1 января 2005 года на учете в РФ состояло 22 746 087 легковых автомобилей. Как так! – возмутится внимательный читатель. В пятом номере журнала, где начинались статистические обзоры, указана совсем иная цифра – 24 208 019. Как объяснить «исчезновение» почти 1,5 млн. автомобилей? Объясняем. Заметную часть из этих полутора миллионов составляет так называемый «спецтранспорт». В силовых ведомствах разбивка этих машин по моделям и маркам не подлежит разглашению – гостайна! Но об этом мы уже писали.
Есть еще одна большая группа, оказавшаяся для нас недоступной, – автомобили, марку или модель которых, оперируя данными ГИБДД, определить невозможно. Даже в «грамотной» столице (о чем мы тоже писали) на учете стоят машины под названием «иномарка» (так указано в техпаспорте!). Встречаются и названия фирм, которые мы не смогли идентифицировать. Короче говоря, почти полтора миллиона «непонятных» автомобилей мы решили при анализе не учитывать, тем более что по правилам статистики погрешность 5–7% не влияет на общий результат. Мы как раз уложились в эту норму.
Обработка базы данных, которую нам предоставляли в ДОБДД МВД РФ, заняла несколько месяцев. Напомним, о чем тоже не раз говорили. По порядку, утвержденному приказом министра МВД, статистические данные из регионов поступают в Москву и обрабатываются по стандартной форме. Учитывается общее количество машин в регионе с разбивкой по возрасту и «происхождению». Отечественные машины при этом разбивают по маркам и даже по группам моделей (например, ВАЗ-2101…2107), а вот иномарки почему-то делят всего на три категории – «с правым рулем», «собранные в РФ» и «запорожцы». Проанализировать состояние и структуру парка, располагая такими «данными», естественно, невозможно.
Чтобы получить полную картину автопарка страны (отечественного и иномарочного), мы и решили взять на себя нелегкий и дорогостоящий труд – обработку первичной базы данных ГИБДД. Впервые мы сделали это в прошлом году (результаты опубликованы в ЗР, 2004, № 10 и в изданной нами книге «Россия за рулем-2004»), а в нынешнем продолжили работу. Перед вами – структура легкового автопарка России с разбивкой по маркам (см. табл.). Эти данные публикуются в периодической печати впервые.
МОЛОДЕЕМ. НО МЕДЛЕННО…
В нашем парке присутствуют сегодня практически все известные в мире марки автомобилей – более 120 наименований, от редчайших «бугатти» (их 4) и «морганов» (2) до самых распространенных у нас, число которых перевалило за миллион (таких пять – ВАЗ, ГАЗ, «Москвич», «Тойота» и УАЗ). Словом, автомобильный Клондайк!
Но дело не только в количестве и разнообразии марок и моделей, а еще в их возрасте и состоянии. Тут картина иная. Парк страны хоть и обновляется, но, к сожалению, очень медленно. Львиная его доля (73,4%) – автомобили старше 7 лет, причем по разным федеральным округам этот показатель меняется – от «самого молодого» Приволжского федерального округа (67%) до «самого пожилого» Дальневосточного (93,8%).
В ходе работы нам даже пришлось вывести специальный «коэффициент обновления» – соотношение новых автомобилей (в нашем случае – 2004 года выпуска) к общему количеству машин в парке. Так вот, самые высокие темпы обновления парка в Центральном и Уральском округах (коэффициент 6,1), чуть отстают Северо-Западный и Приволжский (5,2), затем идут Южный (3,3), Сибирский (2,5) и замыкает список Дальневосточный (всего 0,4), где парк за прошлый год вырос менее чем на пять тысяч новых автомобилей. Из-за дальневосточников, предпочитающих по вполне понятным причинам любым новым машинам подержанные «праворукие» из Японии, средний по стране коэффициент весьма низкий – 4,7.
А что приобретают россияне из нового? В первую очередь, продукцию АВТОВАЗа – на его долю в прошлом году пришлось 59,7% всех новых поступлений парка. На втором месте – ГАЗ (8,8%): «волги», по-видимому, пополнили в основном гаражи администраций разного уровня и назначения. А на третьем месте – самая продаваемая у нас ныне иномарка «Хёндэ» (3,9%), за ней – «Тойота» (3,1%) и «Форд» (2,8%). Немало прибыло и трудяг УАЗов (2,6%), но они оказались в роли «залетных птиц» в компании «иностранцев». Замыкают первую десятку здесь «Мицубиси» (2,5%), «Дэу» (2,4%), КИА и «Рено» (по 1%). Так было в 2004 году. В 2005-м ситуация, видимо, изменится – доля отечественных машин сократится, а иностранных – возрастет. Это уже тенденция…
Страхование. Отобрали лицензии...
Моржаретто Игорь
В конце сентября произошло событие, не очень замеченное автомобильной общественностью, но тем не менее – знаковое. Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) на своем заседании договорился о досрочной (!) выплате компенсаций потерпевшим клиентам неплатежеспособных компаний.
«Мы приняли решение перейти на ускоренный порядок выплат компенсаций клиентам всех компаний, у которых отобрали лицензии, – заявил президент РСА Андрей Кигим. – А именно: не дожидаясь, пока законодатели и налоговые органы дадут четкий и однозначный ответ по процедуре выплат, страховщики пришли к соглашению, что надо начинать платить».
ХУДОЙ МИР – ЛУЧШЕ
В этом году лицензий лишились уже пять компаний: «АВЕСТ», «Доверие», «Западно-Сибирская транспортная страховая компания», «Содружество независимых государств», «Евро-Азиатская страховая компания». Пока на правительственном уровне будут решать, что делать с долгами этих компаний перед клиентами, страховщики «разобрались» сами и разделили ответственность между крупнейшими игроками страхового рынка. Самым крупным агентом по компенсационным выплатам стал «Росгосстрах». Теперь, чтобы получить причитающиеся деньги, надо обратиться в один из его центров урегулирования убытков и заполнить несколько документов: заявление о компенсационной выплате, запрос для получения справки формы №31 (если есть необходимость), направление на независимую экспертизу. С заключением экспертизы и всеми другими документами придется еще раз обратиться в центр урегулирования убытков, где все проверят, примут и передадут в РСА.
Примерно такой же порядок установлен и в офисах других крупнейших страховых компаний («РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах» и т.д.), которые взяли на себя ответственность за лопнувшие фирмы. В РСА обещают рассмотреть все документы и вынести решение о выплате в течение 15 дней, а вот деньги на расчетный счет клиента поступят, увы, не так скоро. Президент РСА А.Кигим называет минимальный срок 3 месяца: опыта подобных выплат пока нет, а количество пострадавших клиентов довольно велико. Сейчас, к примеру, «в работе» только первые 1200 страховых полисов ОСАГО от «сдувшейся» «АВЕСТы».
ДОВЕРИЯ РАДИ
Страховщики взяли на себя «грехи» своих коллег не по доброте душевной: каждая страховая компания – предприятие коммерческое, а не благотворительное. Понятно, что в конце концов, когда будет разработан механизм компенсаций, им возместят затраты, но когда это еще произойдет… По мнению аналитиков, компании-лидеры пошли на такой шаг, чтобы сохранить доверие населения к страховому рынку вообще. Общество не остыло от того напряжения, которое испытало от введения системы ОСАГО, еще раздаются отдельные (чаще – политические) выкрики про «ограбление народа»… Не хватало только скандала с обанкротившимися компаниями, в которых пострадали тысячи автовладельцев!
– С введением закона об ОСАГО этим видом страхования занялись десятки самых разных компаний, и не все сумели подготовиться достойно, не все рассчитали свои силы, – полагает заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Игорь Ямов. – В результате несколько компаний не смогли выполнить свои обязательства и уже лишились лицензий. В ближайшие месяцы ряды их – увы! – пополнятся. Очередную «волну» ждем уже к концу года. Главное для нас – сохранить доверие населения к страхованию вообще, поэтому ведущие компании, которые смогли получить прибыль от системы ОСАГО, решили разделить между собой и убытки.
Что ж, решение очень здравое. Тем более уже в этом году Закон об ОСАГО будет дополнен (видимо, изменятся размеры и порядок выплат ущерба жизни и здоровью, появятся правила проведения экспертизы и т.д.), так что лучше владельцев полисов ОСАГО лишний раз не будоражить.
Моржаретто Игорь
В конце сентября произошло событие, не очень замеченное автомобильной общественностью, но тем не менее – знаковое. Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) на своем заседании договорился о досрочной (!) выплате компенсаций потерпевшим клиентам неплатежеспособных компаний.
«Мы приняли решение перейти на ускоренный порядок выплат компенсаций клиентам всех компаний, у которых отобрали лицензии, – заявил президент РСА Андрей Кигим. – А именно: не дожидаясь, пока законодатели и налоговые органы дадут четкий и однозначный ответ по процедуре выплат, страховщики пришли к соглашению, что надо начинать платить».
ХУДОЙ МИР – ЛУЧШЕ
В этом году лицензий лишились уже пять компаний: «АВЕСТ», «Доверие», «Западно-Сибирская транспортная страховая компания», «Содружество независимых государств», «Евро-Азиатская страховая компания». Пока на правительственном уровне будут решать, что делать с долгами этих компаний перед клиентами, страховщики «разобрались» сами и разделили ответственность между крупнейшими игроками страхового рынка. Самым крупным агентом по компенсационным выплатам стал «Росгосстрах». Теперь, чтобы получить причитающиеся деньги, надо обратиться в один из его центров урегулирования убытков и заполнить несколько документов: заявление о компенсационной выплате, запрос для получения справки формы №31 (если есть необходимость), направление на независимую экспертизу. С заключением экспертизы и всеми другими документами придется еще раз обратиться в центр урегулирования убытков, где все проверят, примут и передадут в РСА.
Примерно такой же порядок установлен и в офисах других крупнейших страховых компаний («РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах» и т.д.), которые взяли на себя ответственность за лопнувшие фирмы. В РСА обещают рассмотреть все документы и вынести решение о выплате в течение 15 дней, а вот деньги на расчетный счет клиента поступят, увы, не так скоро. Президент РСА А.Кигим называет минимальный срок 3 месяца: опыта подобных выплат пока нет, а количество пострадавших клиентов довольно велико. Сейчас, к примеру, «в работе» только первые 1200 страховых полисов ОСАГО от «сдувшейся» «АВЕСТы».
ДОВЕРИЯ РАДИ
Страховщики взяли на себя «грехи» своих коллег не по доброте душевной: каждая страховая компания – предприятие коммерческое, а не благотворительное. Понятно, что в конце концов, когда будет разработан механизм компенсаций, им возместят затраты, но когда это еще произойдет… По мнению аналитиков, компании-лидеры пошли на такой шаг, чтобы сохранить доверие населения к страховому рынку вообще. Общество не остыло от того напряжения, которое испытало от введения системы ОСАГО, еще раздаются отдельные (чаще – политические) выкрики про «ограбление народа»… Не хватало только скандала с обанкротившимися компаниями, в которых пострадали тысячи автовладельцев!
– С введением закона об ОСАГО этим видом страхования занялись десятки самых разных компаний, и не все сумели подготовиться достойно, не все рассчитали свои силы, – полагает заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Игорь Ямов. – В результате несколько компаний не смогли выполнить свои обязательства и уже лишились лицензий. В ближайшие месяцы ряды их – увы! – пополнятся. Очередную «волну» ждем уже к концу года. Главное для нас – сохранить доверие населения к страхованию вообще, поэтому ведущие компании, которые смогли получить прибыль от системы ОСАГО, решили разделить между собой и убытки.
Что ж, решение очень здравое. Тем более уже в этом году Закон об ОСАГО будет дополнен (видимо, изменятся размеры и порядок выплат ущерба жизни и здоровью, появятся правила проведения экспертизы и т.д.), так что лучше владельцев полисов ОСАГО лишний раз не будоражить.
Проблема поиска топлива для автомобилей, которое станет достойной альтернативой бензину и дизелю, является одной из наиболее актуальных в мире. Заставляют искать новые виды горючего и все время растущая дороговизна нефти, и рост загрязнения окружающей среды. Ряд автомобилистов уже заправляют свои машины природным газом, кто-то ездит на электромобилях, а наибольшей популярностью в настоящий момент пользуются так называемые автомобили-гибриды, в которых используется два источника энергии (обычно это электричество и бензин).
Однако точка в поиске новых видов топлива не поставлена. И, например, американские исследователи в данный момент лоббируют идею перевода автомобилей на спирт и растительное масло, для получения которых будет использоваться переработанная биомасса (любого органического вещества растительного или животного происхождения). На ее основе уже изготовляются горючий газ и этиловый спирт (этанол). Дополнительным преимуществом производства топлива из биомассы является то, что исходным сырьем могут послужить в том числе пищевые и бытовые отходы, экскременты сельскохозяйственных животных, различные сельхозкультуры.
Так что бензин маст дай!
Однако точка в поиске новых видов топлива не поставлена. И, например, американские исследователи в данный момент лоббируют идею перевода автомобилей на спирт и растительное масло, для получения которых будет использоваться переработанная биомасса (любого органического вещества растительного или животного происхождения). На ее основе уже изготовляются горючий газ и этиловый спирт (этанол). Дополнительным преимуществом производства топлива из биомассы является то, что исходным сырьем могут послужить в том числе пищевые и бытовые отходы, экскременты сельскохозяйственных животных, различные сельхозкультуры.
Так что бензин маст дай!

Сообщений: 38
• Страница 3 из 4 • 1, 2, 3, 4
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5