Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
Сообщений: 11
• Страница 1 из 2 • 1, 2
Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции.
В марте с.г. в Москве проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция "О развитии отечественной системы религиозного образования и науки". Название несколько странное. Если религиозное образование — внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии науки? И нужна ли науке такая забота? Из дальнейшего текста все становится ясным. В резолюции предлагается обратиться в Правительство РФ с просьбой "о внесении специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление".
Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию — совокупность религиозных догм — следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой.
Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и "реабилитировала" его). В беседе с академиком В.И. Арнольдом (март 1998 г.) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: "Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе" (из резолюции Собора).
Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С. Вайнберг: "Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами" (New York Times, 23 августа 2005 г.). Так на что же нам предлагают менять "монополию материалистического видения мира"?
Но вернемся к Высшей аттестационной комиссии. Внедрение церкви в государственный орган — очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти, и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны.
В уже упоминавшейся резолюции Собора содержится еще одна настоятельная просьба "о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта".
Иерархи РПЦ призывают Правительство ввести во всех школах России обязательный предмет — "Основы православной культуры". Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко "всем епархиальным преосвященным", отмечается, что "мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования". В заключительной части этого документа сказано: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения", назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе". Из процитированного текста следует, что под видом "Основ православной культуры" нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) "Закон Божий".
Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе "Основ православной культуры", уже не раз говорилось, что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя. И тем не менее Собор считает, что изучение школьниками "Основ православной культуры" необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения". Если считать атеистов русской национальности поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну, да дело не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?
В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории основных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения "Основ католической культуры". На предыдущих Рождественских чтениях министр образования и науки А.А. Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником "Истории мировых религий". Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется "Религии мира" и предназначен для учащихся 10—11-х классов средней школы), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным.
А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо "устаревшего и ошибочного" дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая в отличие от эволюционной теории не может представить ни одного факта и тем не менее утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который на Рождественских образовательных чтениях заявил: "Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть он так и считает, но не навязывает это другим". А что если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы.
Например, какое отношение имеет "библейское учение о происхождении мира" к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать — эти факты или "библейское учение" о сотворении мира за семь дней?
Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования "материалистическое видение мира", подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует.
Академики Российской академии наук
Е. АЛЕКСАНДРОВ
Ж. АЛФЕРОВ
Г. АБЕЛЕВ
Л. БАРКОВ
А. ВОРОБЬЕВ
В. ГИНЗБУРГ
С. ИНГЕ-ВЕЧТОМОВ
Э. КРУГЛЯКОВ
М. CАДОВСКИЙ
А. ЧЕРЕПАЩУК
(авторизуйтесь для просмотра ссылок)
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции.
В марте с.г. в Москве проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция "О развитии отечественной системы религиозного образования и науки". Название несколько странное. Если религиозное образование — внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии науки? И нужна ли науке такая забота? Из дальнейшего текста все становится ясным. В резолюции предлагается обратиться в Правительство РФ с просьбой "о внесении специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление".
Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию — совокупность религиозных догм — следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой.
Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и "реабилитировала" его). В беседе с академиком В.И. Арнольдом (март 1998 г.) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: "Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе" (из резолюции Собора).
Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С. Вайнберг: "Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами" (New York Times, 23 августа 2005 г.). Так на что же нам предлагают менять "монополию материалистического видения мира"?
Но вернемся к Высшей аттестационной комиссии. Внедрение церкви в государственный орган — очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти, и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны.
В уже упоминавшейся резолюции Собора содержится еще одна настоятельная просьба "о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта".
Иерархи РПЦ призывают Правительство ввести во всех школах России обязательный предмет — "Основы православной культуры". Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко "всем епархиальным преосвященным", отмечается, что "мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования". В заключительной части этого документа сказано: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения", назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе". Из процитированного текста следует, что под видом "Основ православной культуры" нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) "Закон Божий".
Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе "Основ православной культуры", уже не раз говорилось, что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя. И тем не менее Собор считает, что изучение школьниками "Основ православной культуры" необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения". Если считать атеистов русской национальности поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну, да дело не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?
В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории основных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения "Основ католической культуры". На предыдущих Рождественских чтениях министр образования и науки А.А. Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником "Истории мировых религий". Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется "Религии мира" и предназначен для учащихся 10—11-х классов средней школы), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным.
А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо "устаревшего и ошибочного" дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая в отличие от эволюционной теории не может представить ни одного факта и тем не менее утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который на Рождественских образовательных чтениях заявил: "Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть он так и считает, но не навязывает это другим". А что если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы.
Например, какое отношение имеет "библейское учение о происхождении мира" к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать — эти факты или "библейское учение" о сотворении мира за семь дней?
Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования "материалистическое видение мира", подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует.
Академики Российской академии наук
Е. АЛЕКСАНДРОВ
Ж. АЛФЕРОВ
Г. АБЕЛЕВ
Л. БАРКОВ
А. ВОРОБЬЕВ
В. ГИНЗБУРГ
С. ИНГЕ-ВЕЧТОМОВ
Э. КРУГЛЯКОВ
М. CАДОВСКИЙ
А. ЧЕРЕПАЩУК
(авторизуйтесь для просмотра ссылок)
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
после того как данный документ подписал Гинзбург, я готов подписать его не колеблясь 

RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
[quote=elros]
после того как данный документ подписал Гинзбург, я готов подписать его не колеблясь
[/quote]
ты испытываешь личную неприязнь к нему ? или его фамилии ? если к фамилии то почему не ИНГЕ-ВЕЧТОМОВ:russian_ru:
после того как данный документ подписал Гинзбург, я готов подписать его не колеблясь

[/quote]
ты испытываешь личную неприязнь к нему ? или его фамилии ? если к фамилии то почему не ИНГЕ-ВЕЧТОМОВ:russian_ru:
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
Доктор исторических наук С.Г. Зубанова, профессор кафедры теологии РГСУ: «Теологам не в чем оправдываться, просто академик В. Гинзбург не знает ситуации на кафедрах теологии в высшей школе»
(авторизуйтесь для просмотра ссылок)
Россия 3 года назад присоединилась к Болонскому процессу с целью создания с европейскими странами единого образовательного пространства. Обозначен срок полного вхождения России в это единое пространство высшего образования — до 2010 года, после чего российские студенты смогут получать признанные в 46 странах континента Дипломы бакалавров и магистров и Европейские приложения к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО. Характерно, что практически все государственные университеты Европы имеют теологические факультеты. Кроме того, вертикаль теологического образования в них завершается докторантурой и присуждением степени «доктор теологии».
К сожалению, российским ВУЗам до этого далеко! Однако правительственные соглашения подписаны, курс на «болонизацию» взят, поэтому надо стремиться соответствовать европейским стандартам, особенно в лучшей их части.
Непростая ситуация, в которой оказалась сегодня отечественная высшая школа в связи с демографическим спадом, привела к значительному сокращению не только количества абитуриентов, но и к резкому сокращению бюджетного финансирования ВУЗов. В этих непростых условиях институты и университеты ищут пути выхода из сложившейся ситуации: сокращаются (иногда объединением) специальности, снимаются часы за разные виды педагогической деятельности, увеличивая тем самым объем педагогической нагрузки на ставку преподавателя с сохранением прежней оплаты труда. Часто радикальные меры для выживания в нынешних жестких условиях кажутся совершенно не соотносимыми с понятием «качества высшего профессионального образования».
Не может не тревожить вопрос: как в погоне за стремительными образовательными инновациями глобализирующегося мира, в условиях жесткой конкуренции не упустить, не потерять, не проглядеть главного? Как не разрушить то, что является истинно ценным в отечественной системе образования, а именно — единство воспитательного и образовательного процессов? Как вместить в этот процесс необходимую сегодня реабилитацию образовательного и научного пространства по «Теологии», попранной после революции 1917 года? Как уберечь возрождающуюся в педагогике православную духовно-нравственную компоненту, хотя бы в рамках вариативного компонента стандарта образования?
На нынешнем непростом этапе модернизаций в образовании в России особенно важно, чтобы задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих ценностей решались в процессе обучения. К сожалению, нынешние выпускники школ в своем большинстве практически ничего не знают о Православии, о вере Церкви своих дедов и прадедов, они не знают историю и культуру России и ее народа, многие не имеют представления о патриотизме.
Сегодня во всем мире растет интерес к духовным ценностям человека, интерес к нравственному и религиозному образованию. Это объясняется обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной жизни. В системе государственного образования во всем мире преподавание религии занимает все больше места и это направление становится предметом озабоченности лиц, отвечающих за образование на национальном уровне.
Государственные университеты, имеющие самые известные теологические факультеты находятся по всей Европе: во Франции (Страсбург, Тулуза), в Польше (Любляна), в Швейцарии (Женева, Лозанна, Люцерн, Невшатель, Фрайбург, Берн, Базель, Цюрих), в Болгарии (София), в Бельгии (Брюссель), в Эстонии (Тарту), в Германии (Бонн, Баден-Вюртемберг, Лейпциг, Тюбенберг, Берлин, Марбург), в Финляндии (Хельсинки), в Дании (Копенгаген), в Австрии (Вена).
В Оксфордском университете теология является одной из самых престижных базовых специальностей, за ней по степени престижности следуют: история, классическая филология, юриспруденция, далее — весь комплекс естественных наук. В мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что теология наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук составляют фундамент национального гуманитарного образования, и эти науки не могут быть заменены друг другом.
У нас же одним из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, является неверное трактование понятия «светское образование». С точки зрения конституционного права, светское образование — это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам. Об этом много и очень обоснованно написано д. юр. н. профессором И.В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права.
На нынешнем сложном этапе преобразований в научно-педагогической среде России теология находится в наиболее трудной ситуации из всех прочих специальностей и направлений подготовки. И дело не только в том, что теология — совсем «новая» в Классификаторе ВПО специальность, полтора десятка лет назад начавшая свое возрождение в высшей школе. И даже не в том, что ее в равной степени с другими специальностями касаются сложные и не всегда понятные модернизационные процессы, Дело в той общественной и государственной, с одной стороны, важности, а с другой — незащищенности теологии.
Теология в Российской высшей школе сегодня развивается по двум направлениям.
Во-первых, это — собственно подготовка теологов, экспертов в области теологии, ученых-богословов (теологов). Эталоном такого образования является Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет — «держатель» специальности и направления подготовки «теология». Здесь научно-педагогические задачи решаются на таком уровне, который доступен далеко не всем кафедрам теологии российских ВУЗов, а именно — университет подготавливает научно-педагогические кадры для возрождения богословской науки, ведения научно-исторических, социологических, и других исследований, а также для воспроизводства преподавательских кадров в ВУЗах по специальности и направлению подготовки «теология».
Богословская наука, пребывавшая в России три четверти ХХ столетия в совершенном забытьи, сейчас (во многом благодаря научно-педагогическому сообществу ПСТГУ) стремительно завоевывает позиции на международном уровне и чрезвычайно нуждается во всемерной поддержке как со стороны Церкви, так и со стороны российского государства и общества.
Второе направление развития теологии в современной высшей школе — это подготовка кадров, ориентированных на профессиональную деятельность в разных областях на основе православного мировоззрения.
Сегодня в контексте готовящейся смены государственных стандартов образования является актуальной постановка вопроса о наличии теологической компоненты в учебных планах других специальностей и направлений подготовки.
Здесь важно смелее идти по пути преобразований, основанных на сочетании лучших национальных традиций педагогики и условий меняющегося мира, особенно, если есть, кому реализовывать эти преобразования! (Например, наши коллеги в Университете «XXI века», имеющие лицензию на право подготовки студентов по «иудейской теологии», обучают своих студентов по специальностям «юриспруденция» и «экономика» ивриту, истории еврейского народа, иудаике 6-8 часов в неделю в течение 4-х лет!). Таким образом, коллеги во все возможные «уголки» Госстандарта образования по экономике и юриспруденции вложили «свой педагогический, воспитательный, интерес» — иудейскую теологию.
Интересный путь реализации теологии избран в Российском государственно-социальном университете (РГСУ). Социальная направленность образовательных задач этого университета способствует практическому обоснованию введения в рабочие учебные планы (в блок дисциплин по выбору) разных специальностей дисциплины «Основы православной теологии» или «Основы теологических знаний» — так мы подготавливаем специалиста с православным мировоззрением в различные профессиональные сферы.
Особенно актуальным такое предложение является в отношении социально- практического, социально-медицинского, реабилитационного, психологического, педагогического, управленческого профилей подготовки. РГСУ сегодня — это корпорация, объединяющая более 110 000 студентов и преподавателей. Он был первым и на сегодня остается единственным государственным социальным университетом и самым большим по численности студентов ВУЗом в России. В числе сорока российских университетов РГСУ ведет экспериментальную работу в рамках Болонского процесса. Он интенсивно и позитивно развивается, выстраивая образовательную парадигму на православной духовно-нравственной основе.
В следующем учебном году мы намерены открыть на ФДО дополнительную квалификацию по теологии для преподавателей кафедр общественных и естественно-научных дисциплин.
Вникните в названия специализированных кафедр университета: кафедра теории и методологии социальной работы; кафедра семейной и тендерной политики; кафедра социальных технологий и управленческого консалтинга; кафедра социальной реабилитации; кафедра ювенологии и молодежной политики; кафедра специальной и клинической психологии; кафедра социальной антропологии; кафедра семейного и ювенального права; кафедра теории социального страхования и актуарных ресурсов и др.
Сегодня коллектив нашего университета основательно занимается разработкой комплексных проблем, связанных с социальными инновациями. Наша ключевая стратегическая задача — инновационно-технологическое обеспечение реализации национальных, отраслевых, региональных, социальных проектов в сфере пенсионного обеспечения, социального страхования, социальных консультационных, диагностических, реабилитационных услуг, социального образования, социального управления.
Очевидно, что реализация этих проектов должна осуществляться людьми, духовно нравственные устои которых отвечают задачам и духу времени.
Мы стремимся готовить специалистов, которые будут относиться к своей профессиональной деятельности не только как способу зарабатывания денег, но и, прежде всего, как к высокому общественному служению, которые будут осмысливать свое высокое человеческое предназначение в творческом раскрытии таланта и служении своей стране, своим ближним. Теология в ВУЗе должна способствовать созидательному решению этих задач.
Позволю себе как председатель Государственной аттестационной комиссии по «Теологии» некоторых российских ВУЗов, в частности, — ТГУ и РГУ (Тульского государственного и Рязанского государственного университетов) поделиться некоторыми интересными наблюдениями за результатами деятельности кафедр теологии этих университетов.
Так, например, количество желающих получить теологическое образование год от года возрастает. Конкурс при поступлении на Кафедру теологии ТГУ увеличивается ежегодно с 1.5 чел на место в 2001 году до 8 человек на место в 2005 году. А в 2007 году конкурс на направление подготовки «теология» составил 16 человек на место (причем, набор осуществляется практически полностью на контрактную основу обучения). О популярности и значимости православного воспитания и образования в жизни Тульской епархии говорит и такой факт: на сегодняшний день уже укомплектованы 1-ые классы Православной классической гимназии (1-я ступень системы непрерывного образования в Туле), включая набор 2012 года.
Выпускники кафедр теологии востребованы в музеях регионального и муниципального уровня, в дошкольных учреждениях и в средних школах, участвуют в различных телевизионных передачах на местных каналах телевидения вместе со своими университетскими педагогами, работают в краеведческих музеях.
Дипломные квалификационные работы выпускников этих кафедр теологии отличает высокий научно-теоретический уровень. Исследования по библеистике, иконописи, истории церкви, религиозной философии зачастую отвечают уровню кандидатской диссертации. Исследования по церковно-исторической тематике дипломников теологических кафедр представляют особый интерес своей практической значимостью, так как выполнены на историко-архивном материале той территории, где живут и учатся сами студенты.
Эти работы особенно наглядно свидетельствуют о том, как несправедливо теология обделена возможностью продолжать обучение своих лучших выпускников в аспирантуре для присвоения им ученой степени по специальности «теология». На протяжении нескольких последних лет кафедры теологии российских вузов ведут нацеленную работу с Министерством образования и науки РФ по обоснованию необходимости внесения в Классификатор научных специальностей теологии, чтобы выпускники-теологи могли продолжить свое образование на следующей — научной — ступени. При положительном решении вопроса это способствовало бы пополнению преподавательских кадров на кафедрах, отделениях и факультетах теологии, а также пополнению отечественной науки молодыми учеными — теологами. Ведь в современном российском ВУЗе студентам теологических кафедр и факультетов преподают священники, редко — магистры или кандидаты богословия, у которых дипломы духовных учебных заведений являются непризнанными в гражданских ВУЗах, а также доценты и профессора истории, философии, психологии, педагогики, но только не «остепененные» преподаватели теологии. Вертикаль высшего профессионального образования по теологии на сегодня заканчивается магистратурой: защитить кандидатскую или докторскую диссертацию по теологии невозможно. Соответственно, выпускники теологических отделений и факультетов сегодня, к сожалению, не имеют возможности продолжить образование в аспирантуре по специальности «теология».
Необходимо, чтобы в Классификатор научных специальностей «теология» была включена и заняла в нем по праву достойное место.
Требует решения также и проблема юридического статуса в российских ВУЗах дипломов духовных учебных заведений. Магистр или кандидат богословия в сегодняшней «светской» высшей школе зачастую квалифицируется не как доцент или старший преподаватель, а как преподаватель-ассистент. Принятый на работу в ВУЗ, священник не получает надбавок за ученое звание и степень, тарифицируется по низшим разрядам ЕТС (10,11), его заработная плата в этом случае составляет на часть ставки примерно 1 300 рублей. Возможная модель, позволяющая исправить положение с педагогическими кадрами по конфессиональным дисциплинам, видится в официальном признании Дипломов Духовных академий для «светских» ВУЗов.
Несмотря на многочисленные трудности, в настоящее время в российской высшей школе теологов готовят в 36 вузах, из которых 21 — государственные университеты.
В ВУЗах открываются университетские храмы: первым в 90-е гг. — МГУ им. М.В. Ломоносова открыл университетский храм святой Татьяны. На территории РГСУ воздвигнут храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы детей и молодежи, совсем недавно (9 января 2007 г.) освящен в Московском государственном лингвистическом университете храм во имя святой Марии Магдалины, есть университетский храм в Тульском и Рязанском государственных университетах и ряде других ВУЗов. Так научно-теоретические занятия по теологии преобразуются на практике в основополагающие ценности мировоззрения и жизнебытия.
При всем этом, научно-педагогическое сообщество отдает себе отчет в том, что социальное служение, когда речь идет о помощи ближнему, не может быть конфессионально-ориентированным.
Россия — страна богатейшей истории и традиций взаимоотношений разных культур и народов различных вероисповеданий. Поэтому важной составной частью воспитательной парадигмы в ВУЗе является привитие молодежи уважительного отношения к НЕправославным вероисповедным традициям. В нашем университете нет проблемы межконфессионального диалога. В РГСУ нет проблемы с проведением богослужебных мероприятий в университетском православном храме Феодоровской Божией Матери и участием в них всех желающих студентов, преподавателей и сотрудников. Студенты-мусульмане имеют возможность молиться в специально оборудованном зале общежития. Слова Митрополита Кирилла в полной мере отражают сущность взаимоотношений в студенческом и педагогическом сообществе РГСУ: «Православные готовы уважать мировоззренческий выбор других народов. Но они не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам отеческой веры…».
Хотелось бы, чтобы опыт кафедр теологии в отечественных ВУЗах по организации преподавания вероисповедных дисциплин, их научно-исследовательские достижения, практическая деятельность на ниве социального служения, специализация подготовки теологов, а также трудности, с которыми сталкиваются в практической деятельности педагоги — были предметом интереса патриотически настроенной общественности.
Необходимо, чтобы этот опыт обобщался, анализировался и щедро распространялся. Также хотелось бы, чтобы теология (как специальность, как комплекс конфессиональных дисциплин, как наука) на пути своего становления в отечественной научно-педагогической среде получила необходимую не только общественную, но и государственную поддержку в реализации стоящей перед ней задачи служения людям в формате учебного плана вариативного обучения.
Для того чтобы отечественная теология соответствовала требованиям, предъявляемым к качеству российского образования и была конкурентноспособной на уровне всех вышеперечисленных европейских ВУЗов, необходимо внести теологию в Общероссийский классификатор научных специальностей, а также разрешить открытие аспирантуры и диссертационных советов по этой специальности.
Очевидно, что искреннее желание значительной части российского общества обучать детей в средней и высшей школе теологии — это естественное самостоятельное волеизъявление граждан, а вовсе не насильственная клерикализация общества, как это пытается доказать уважаемый академик В. Гинзбург. Стоит только один раз побывать на защите квалификационных работ на кафедрах теологии в государственных университетах Москвы, Рязани, Тулы и других городов, увидеть этих интеллигентных, красивых, европейски образованных молодых выпускников — теологов, чтобы понять, насколько не соответствуют истинному положению дел слова В. Гинзбурга.
С.Г. Зубанова, д. и. н., профессор кафедры теологии РГСУ
30 июля 2007 г.
(авторизуйтесь для просмотра ссылок)
Россия 3 года назад присоединилась к Болонскому процессу с целью создания с европейскими странами единого образовательного пространства. Обозначен срок полного вхождения России в это единое пространство высшего образования — до 2010 года, после чего российские студенты смогут получать признанные в 46 странах континента Дипломы бакалавров и магистров и Европейские приложения к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО. Характерно, что практически все государственные университеты Европы имеют теологические факультеты. Кроме того, вертикаль теологического образования в них завершается докторантурой и присуждением степени «доктор теологии».
К сожалению, российским ВУЗам до этого далеко! Однако правительственные соглашения подписаны, курс на «болонизацию» взят, поэтому надо стремиться соответствовать европейским стандартам, особенно в лучшей их части.
Непростая ситуация, в которой оказалась сегодня отечественная высшая школа в связи с демографическим спадом, привела к значительному сокращению не только количества абитуриентов, но и к резкому сокращению бюджетного финансирования ВУЗов. В этих непростых условиях институты и университеты ищут пути выхода из сложившейся ситуации: сокращаются (иногда объединением) специальности, снимаются часы за разные виды педагогической деятельности, увеличивая тем самым объем педагогической нагрузки на ставку преподавателя с сохранением прежней оплаты труда. Часто радикальные меры для выживания в нынешних жестких условиях кажутся совершенно не соотносимыми с понятием «качества высшего профессионального образования».
Не может не тревожить вопрос: как в погоне за стремительными образовательными инновациями глобализирующегося мира, в условиях жесткой конкуренции не упустить, не потерять, не проглядеть главного? Как не разрушить то, что является истинно ценным в отечественной системе образования, а именно — единство воспитательного и образовательного процессов? Как вместить в этот процесс необходимую сегодня реабилитацию образовательного и научного пространства по «Теологии», попранной после революции 1917 года? Как уберечь возрождающуюся в педагогике православную духовно-нравственную компоненту, хотя бы в рамках вариативного компонента стандарта образования?
На нынешнем непростом этапе модернизаций в образовании в России особенно важно, чтобы задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих ценностей решались в процессе обучения. К сожалению, нынешние выпускники школ в своем большинстве практически ничего не знают о Православии, о вере Церкви своих дедов и прадедов, они не знают историю и культуру России и ее народа, многие не имеют представления о патриотизме.
Сегодня во всем мире растет интерес к духовным ценностям человека, интерес к нравственному и религиозному образованию. Это объясняется обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной жизни. В системе государственного образования во всем мире преподавание религии занимает все больше места и это направление становится предметом озабоченности лиц, отвечающих за образование на национальном уровне.
Государственные университеты, имеющие самые известные теологические факультеты находятся по всей Европе: во Франции (Страсбург, Тулуза), в Польше (Любляна), в Швейцарии (Женева, Лозанна, Люцерн, Невшатель, Фрайбург, Берн, Базель, Цюрих), в Болгарии (София), в Бельгии (Брюссель), в Эстонии (Тарту), в Германии (Бонн, Баден-Вюртемберг, Лейпциг, Тюбенберг, Берлин, Марбург), в Финляндии (Хельсинки), в Дании (Копенгаген), в Австрии (Вена).
В Оксфордском университете теология является одной из самых престижных базовых специальностей, за ней по степени престижности следуют: история, классическая филология, юриспруденция, далее — весь комплекс естественных наук. В мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что теология наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук составляют фундамент национального гуманитарного образования, и эти науки не могут быть заменены друг другом.
У нас же одним из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, является неверное трактование понятия «светское образование». С точки зрения конституционного права, светское образование — это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам. Об этом много и очень обоснованно написано д. юр. н. профессором И.В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права.
На нынешнем сложном этапе преобразований в научно-педагогической среде России теология находится в наиболее трудной ситуации из всех прочих специальностей и направлений подготовки. И дело не только в том, что теология — совсем «новая» в Классификаторе ВПО специальность, полтора десятка лет назад начавшая свое возрождение в высшей школе. И даже не в том, что ее в равной степени с другими специальностями касаются сложные и не всегда понятные модернизационные процессы, Дело в той общественной и государственной, с одной стороны, важности, а с другой — незащищенности теологии.
Теология в Российской высшей школе сегодня развивается по двум направлениям.
Во-первых, это — собственно подготовка теологов, экспертов в области теологии, ученых-богословов (теологов). Эталоном такого образования является Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет — «держатель» специальности и направления подготовки «теология». Здесь научно-педагогические задачи решаются на таком уровне, который доступен далеко не всем кафедрам теологии российских ВУЗов, а именно — университет подготавливает научно-педагогические кадры для возрождения богословской науки, ведения научно-исторических, социологических, и других исследований, а также для воспроизводства преподавательских кадров в ВУЗах по специальности и направлению подготовки «теология».
Богословская наука, пребывавшая в России три четверти ХХ столетия в совершенном забытьи, сейчас (во многом благодаря научно-педагогическому сообществу ПСТГУ) стремительно завоевывает позиции на международном уровне и чрезвычайно нуждается во всемерной поддержке как со стороны Церкви, так и со стороны российского государства и общества.
Второе направление развития теологии в современной высшей школе — это подготовка кадров, ориентированных на профессиональную деятельность в разных областях на основе православного мировоззрения.
Сегодня в контексте готовящейся смены государственных стандартов образования является актуальной постановка вопроса о наличии теологической компоненты в учебных планах других специальностей и направлений подготовки.
Здесь важно смелее идти по пути преобразований, основанных на сочетании лучших национальных традиций педагогики и условий меняющегося мира, особенно, если есть, кому реализовывать эти преобразования! (Например, наши коллеги в Университете «XXI века», имеющие лицензию на право подготовки студентов по «иудейской теологии», обучают своих студентов по специальностям «юриспруденция» и «экономика» ивриту, истории еврейского народа, иудаике 6-8 часов в неделю в течение 4-х лет!). Таким образом, коллеги во все возможные «уголки» Госстандарта образования по экономике и юриспруденции вложили «свой педагогический, воспитательный, интерес» — иудейскую теологию.
Интересный путь реализации теологии избран в Российском государственно-социальном университете (РГСУ). Социальная направленность образовательных задач этого университета способствует практическому обоснованию введения в рабочие учебные планы (в блок дисциплин по выбору) разных специальностей дисциплины «Основы православной теологии» или «Основы теологических знаний» — так мы подготавливаем специалиста с православным мировоззрением в различные профессиональные сферы.
Особенно актуальным такое предложение является в отношении социально- практического, социально-медицинского, реабилитационного, психологического, педагогического, управленческого профилей подготовки. РГСУ сегодня — это корпорация, объединяющая более 110 000 студентов и преподавателей. Он был первым и на сегодня остается единственным государственным социальным университетом и самым большим по численности студентов ВУЗом в России. В числе сорока российских университетов РГСУ ведет экспериментальную работу в рамках Болонского процесса. Он интенсивно и позитивно развивается, выстраивая образовательную парадигму на православной духовно-нравственной основе.
В следующем учебном году мы намерены открыть на ФДО дополнительную квалификацию по теологии для преподавателей кафедр общественных и естественно-научных дисциплин.
Вникните в названия специализированных кафедр университета: кафедра теории и методологии социальной работы; кафедра семейной и тендерной политики; кафедра социальных технологий и управленческого консалтинга; кафедра социальной реабилитации; кафедра ювенологии и молодежной политики; кафедра специальной и клинической психологии; кафедра социальной антропологии; кафедра семейного и ювенального права; кафедра теории социального страхования и актуарных ресурсов и др.
Сегодня коллектив нашего университета основательно занимается разработкой комплексных проблем, связанных с социальными инновациями. Наша ключевая стратегическая задача — инновационно-технологическое обеспечение реализации национальных, отраслевых, региональных, социальных проектов в сфере пенсионного обеспечения, социального страхования, социальных консультационных, диагностических, реабилитационных услуг, социального образования, социального управления.
Очевидно, что реализация этих проектов должна осуществляться людьми, духовно нравственные устои которых отвечают задачам и духу времени.
Мы стремимся готовить специалистов, которые будут относиться к своей профессиональной деятельности не только как способу зарабатывания денег, но и, прежде всего, как к высокому общественному служению, которые будут осмысливать свое высокое человеческое предназначение в творческом раскрытии таланта и служении своей стране, своим ближним. Теология в ВУЗе должна способствовать созидательному решению этих задач.
Позволю себе как председатель Государственной аттестационной комиссии по «Теологии» некоторых российских ВУЗов, в частности, — ТГУ и РГУ (Тульского государственного и Рязанского государственного университетов) поделиться некоторыми интересными наблюдениями за результатами деятельности кафедр теологии этих университетов.
Так, например, количество желающих получить теологическое образование год от года возрастает. Конкурс при поступлении на Кафедру теологии ТГУ увеличивается ежегодно с 1.5 чел на место в 2001 году до 8 человек на место в 2005 году. А в 2007 году конкурс на направление подготовки «теология» составил 16 человек на место (причем, набор осуществляется практически полностью на контрактную основу обучения). О популярности и значимости православного воспитания и образования в жизни Тульской епархии говорит и такой факт: на сегодняшний день уже укомплектованы 1-ые классы Православной классической гимназии (1-я ступень системы непрерывного образования в Туле), включая набор 2012 года.
Выпускники кафедр теологии востребованы в музеях регионального и муниципального уровня, в дошкольных учреждениях и в средних школах, участвуют в различных телевизионных передачах на местных каналах телевидения вместе со своими университетскими педагогами, работают в краеведческих музеях.
Дипломные квалификационные работы выпускников этих кафедр теологии отличает высокий научно-теоретический уровень. Исследования по библеистике, иконописи, истории церкви, религиозной философии зачастую отвечают уровню кандидатской диссертации. Исследования по церковно-исторической тематике дипломников теологических кафедр представляют особый интерес своей практической значимостью, так как выполнены на историко-архивном материале той территории, где живут и учатся сами студенты.
Эти работы особенно наглядно свидетельствуют о том, как несправедливо теология обделена возможностью продолжать обучение своих лучших выпускников в аспирантуре для присвоения им ученой степени по специальности «теология». На протяжении нескольких последних лет кафедры теологии российских вузов ведут нацеленную работу с Министерством образования и науки РФ по обоснованию необходимости внесения в Классификатор научных специальностей теологии, чтобы выпускники-теологи могли продолжить свое образование на следующей — научной — ступени. При положительном решении вопроса это способствовало бы пополнению преподавательских кадров на кафедрах, отделениях и факультетах теологии, а также пополнению отечественной науки молодыми учеными — теологами. Ведь в современном российском ВУЗе студентам теологических кафедр и факультетов преподают священники, редко — магистры или кандидаты богословия, у которых дипломы духовных учебных заведений являются непризнанными в гражданских ВУЗах, а также доценты и профессора истории, философии, психологии, педагогики, но только не «остепененные» преподаватели теологии. Вертикаль высшего профессионального образования по теологии на сегодня заканчивается магистратурой: защитить кандидатскую или докторскую диссертацию по теологии невозможно. Соответственно, выпускники теологических отделений и факультетов сегодня, к сожалению, не имеют возможности продолжить образование в аспирантуре по специальности «теология».
Необходимо, чтобы в Классификатор научных специальностей «теология» была включена и заняла в нем по праву достойное место.
Требует решения также и проблема юридического статуса в российских ВУЗах дипломов духовных учебных заведений. Магистр или кандидат богословия в сегодняшней «светской» высшей школе зачастую квалифицируется не как доцент или старший преподаватель, а как преподаватель-ассистент. Принятый на работу в ВУЗ, священник не получает надбавок за ученое звание и степень, тарифицируется по низшим разрядам ЕТС (10,11), его заработная плата в этом случае составляет на часть ставки примерно 1 300 рублей. Возможная модель, позволяющая исправить положение с педагогическими кадрами по конфессиональным дисциплинам, видится в официальном признании Дипломов Духовных академий для «светских» ВУЗов.
Несмотря на многочисленные трудности, в настоящее время в российской высшей школе теологов готовят в 36 вузах, из которых 21 — государственные университеты.
В ВУЗах открываются университетские храмы: первым в 90-е гг. — МГУ им. М.В. Ломоносова открыл университетский храм святой Татьяны. На территории РГСУ воздвигнут храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы детей и молодежи, совсем недавно (9 января 2007 г.) освящен в Московском государственном лингвистическом университете храм во имя святой Марии Магдалины, есть университетский храм в Тульском и Рязанском государственных университетах и ряде других ВУЗов. Так научно-теоретические занятия по теологии преобразуются на практике в основополагающие ценности мировоззрения и жизнебытия.
При всем этом, научно-педагогическое сообщество отдает себе отчет в том, что социальное служение, когда речь идет о помощи ближнему, не может быть конфессионально-ориентированным.
Россия — страна богатейшей истории и традиций взаимоотношений разных культур и народов различных вероисповеданий. Поэтому важной составной частью воспитательной парадигмы в ВУЗе является привитие молодежи уважительного отношения к НЕправославным вероисповедным традициям. В нашем университете нет проблемы межконфессионального диалога. В РГСУ нет проблемы с проведением богослужебных мероприятий в университетском православном храме Феодоровской Божией Матери и участием в них всех желающих студентов, преподавателей и сотрудников. Студенты-мусульмане имеют возможность молиться в специально оборудованном зале общежития. Слова Митрополита Кирилла в полной мере отражают сущность взаимоотношений в студенческом и педагогическом сообществе РГСУ: «Православные готовы уважать мировоззренческий выбор других народов. Но они не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам отеческой веры…».
Хотелось бы, чтобы опыт кафедр теологии в отечественных ВУЗах по организации преподавания вероисповедных дисциплин, их научно-исследовательские достижения, практическая деятельность на ниве социального служения, специализация подготовки теологов, а также трудности, с которыми сталкиваются в практической деятельности педагоги — были предметом интереса патриотически настроенной общественности.
Необходимо, чтобы этот опыт обобщался, анализировался и щедро распространялся. Также хотелось бы, чтобы теология (как специальность, как комплекс конфессиональных дисциплин, как наука) на пути своего становления в отечественной научно-педагогической среде получила необходимую не только общественную, но и государственную поддержку в реализации стоящей перед ней задачи служения людям в формате учебного плана вариативного обучения.
Для того чтобы отечественная теология соответствовала требованиям, предъявляемым к качеству российского образования и была конкурентноспособной на уровне всех вышеперечисленных европейских ВУЗов, необходимо внести теологию в Общероссийский классификатор научных специальностей, а также разрешить открытие аспирантуры и диссертационных советов по этой специальности.
Очевидно, что искреннее желание значительной части российского общества обучать детей в средней и высшей школе теологии — это естественное самостоятельное волеизъявление граждан, а вовсе не насильственная клерикализация общества, как это пытается доказать уважаемый академик В. Гинзбург. Стоит только один раз побывать на защите квалификационных работ на кафедрах теологии в государственных университетах Москвы, Рязани, Тулы и других городов, увидеть этих интеллигентных, красивых, европейски образованных молодых выпускников — теологов, чтобы понять, насколько не соответствуют истинному положению дел слова В. Гинзбурга.
С.Г. Зубанова, д. и. н., профессор кафедры теологии РГСУ
30 июля 2007 г.
- Перекати-поле
- Местный
- Сообщения: 980
- Зарегистрирован: 25-01-2006
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
Сложно мне читать последнее. Я проработала у теологов много лет. Неоднозначно там всё.
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
[quote=Перекати-поле]
Сложно мне читать последнее. Я проработала у теологов много лет. Неоднозначно там всё.
[/quote]
поделишься?
Сложно мне читать последнее. Я проработала у теологов много лет. Неоднозначно там всё.
[/quote]
поделишься?
- Перекати-поле
- Местный
- Сообщения: 980
- Зарегистрирован: 25-01-2006
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
[quote=rjo]
поделишься?
[/quote]
Преподаватели там разные: и светские люди , и воцерковленные, и "середняки". Преподаватели очень сильные.
Студенты тоже разные. Бывают даже экземпляры сектанского толка и откровенно контркультурные.
Дух у отделения совершенно особый. Одно время мне нравилось там работать, потому что была семейная атмосфера, нацеленная на духовные поиски (Сейчас не знаю).
Но моя социология для многих слушателей была слишком рациональной дисциплиной, желающей проникнуть в душу и обозначить сознание цифрой. Спорить с такими слушателями было бессмысленно. Я чувствовала себя еретиком и блудницей. Они меня провоцировали задавать себе такие вопросы, которые слабо совместимы с моим знанием. А я слишком впечатлительна в таких пограничных ситуациях. Да и молодая была. Сейчас бы сориентировалась и ответила:nose:.
Переживала и в итоге свой курс отдала, подготовив смену из теологов.
Словом, они - иные. В науке отношения не имеют.
Но в университете есть социальные работники и танцоры.
поделишься?
[/quote]
Преподаватели там разные: и светские люди , и воцерковленные, и "середняки". Преподаватели очень сильные.
Студенты тоже разные. Бывают даже экземпляры сектанского толка и откровенно контркультурные.
Дух у отделения совершенно особый. Одно время мне нравилось там работать, потому что была семейная атмосфера, нацеленная на духовные поиски (Сейчас не знаю).
Но моя социология для многих слушателей была слишком рациональной дисциплиной, желающей проникнуть в душу и обозначить сознание цифрой. Спорить с такими слушателями было бессмысленно. Я чувствовала себя еретиком и блудницей. Они меня провоцировали задавать себе такие вопросы, которые слабо совместимы с моим знанием. А я слишком впечатлительна в таких пограничных ситуациях. Да и молодая была. Сейчас бы сориентировалась и ответила:nose:.
Переживала и в итоге свой курс отдала, подготовив смену из теологов.
Словом, они - иные. В науке отношения не имеют.
Но в университете есть социальные работники и танцоры.
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
[quote=Перекати-поле]
Но моя социология для многих слушателей была слишком рациональной дисциплиной, желающей проникнуть в душу и обозначить сознание цифрой. Спорить с такими слушателями было бессмысленно. Я чувствовала себя еретиком и блудницей. Они меня провоцировали задавать себе такие вопросы, которые слабо совместимы с моим знанием.
[/quote]
О дааа, как знакомо! У меня хорошая подруга ушла в теологию - так с ней невозможно общаться стало...
Но моя социология для многих слушателей была слишком рациональной дисциплиной, желающей проникнуть в душу и обозначить сознание цифрой. Спорить с такими слушателями было бессмысленно. Я чувствовала себя еретиком и блудницей. Они меня провоцировали задавать себе такие вопросы, которые слабо совместимы с моим знанием.
[/quote]
О дааа, как знакомо! У меня хорошая подруга ушла в теологию - так с ней невозможно общаться стало...
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
хм.. а я всегда думал, что теология рассматривает религии как явления, изучает и систематизирует... а получается, что теологи - набор попов и сектантов...
и как они не передрались между собой? ))))
и как они не передрались между собой? ))))
- Перекати-поле
- Местный
- Сообщения: 980
- Зарегистрирован: 25-01-2006
RE: Открытое письмо академиков РАН президенту РФ В.В.Путину
[quote=ЯЯЯЯ]
хм.. а я всегда думал, что теология рассматривает религии как явления, изучает и систематизирует...
[/quote]
То религиоведение. Светская дисциплина.
хм.. а я всегда думал, что теология рассматривает религии как явления, изучает и систематизирует...
[/quote]
То религиоведение. Светская дисциплина.
Сообщений: 11
• Страница 1 из 2 • 1, 2
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3