Копирование материалов без письменного разрешения Администрации проекта запрещено и преследуется по закону. При цитировании обязательно указание ссылки вида: “Омск.ру - омский новостной портал” |
16 июня 2014 11:21 / Просмотров: 1401
Традиции византийской мозаичной иконы
Византийские мозаики считаются культурным символом целой эпохи. Принципы и технологии укладки перешли в Византию из Римской империи.
Искусство быстро развивалось и вошло в эру своего расцвета. Основным материалом для изготовления мозаики становится смальта, цветное прочное стекло. Предпочтение было отдано именно этому материалу не только из-за прочности и долговечности, но и по идеологической причине. Дело в том, что основной сферой ее применения было изготовление икон и отделка религиозных помещений, а художники считали, что смальта как никакой другой материал подходит для изображения духовных сфер. Сохранились сведения о том, что мастера проводили эксперименты, в результате которых было получено множество ярких цветов и оттенков смальты. Для этого в стекло добавлялся металл, придающий ему особый цвет или блеск. Кроме того, материал стал намного доступнее. Благодаря широкому производству смальты она быстро стала популярной в империи и за ее пределами, причем существовала государственная монополия на изготовление смальты.
Мощеными картинами украшались дворцы и дома, но главным их назначением стала отделка раннехристианских храмов. Мозаика в храмах покрывала огромные пространства до тысяч кв. м, часто помещение было отделано монументальными полотнами от купола до самого пола.
Со временем технологии совершенствуются, кладка становится изящнее, а кубики смальты – мельче, особенно в изображении лиц на иконах. На полотна желательно смотреть издалека, так возникает некоторая иллюзия объема и движения, а поверхность кажется бархатистой.
Отличительной чертой византийской технологии считается золотой фон, придающий цветам яркость и сияние, а также символизирующий божественный свет. Его складывали из особой смальты, получавшейся от добавления частиц золота в стекло.
Раннехристианская византийская мозаичная иконопись представлена в первую очередь равеннскими мозаиками. Древнейшим памятником из них считается мавзолей Галлы Плацидии второй четверти V в., убранство которого во многом отмечено символами заупокойного культа. Мозаикой оформлены купол, арки и люнеты. Центральное место занимает крест под куполом, остальные элементы композиции направлены к нему. Крест окружают звезды, символы евангелистов и фигуры апостолов. Далее находятся изображение св. Лаврентия, который словно бы движется по направлению к центру, и сцена с Добрым Пастырем. Мозаичные иконы мавзолея отличаются контрастом между античной легкостью и торжественностью духовного экстаза. Кроме мавзолея, равеннские мозаики находятся в Православном баптистерии (V в.), Арианском баптистерии, Архиепископской Капелле (конец V – начало VI вв.), Базилике Сант-Аполлинаре Нуово (VI в.).
Если в иконах из мозаики 5 в. еще присутствует античная воздушность палитры, то далее все сильнее доминирует монументальное начало, гамма становится более резкой, уменьшается использование полутонов, в изображениях присутствуют четкие линии и контуры, происходит сакрализация стиля.
Тем не менее, стилевые трансформации продолжались, и в XI в. вся яркость и завершенность византийского искусства воплотились в мозаиках церкви Успения Богоматери. Иконы из мозаики здесь кажутся праздничными, легкими и гармоничными. Религиозный пафос сменяется поэтичной красотой. Цветовая палитра становится намного нежнее и прозрачнее. Фигуры и лица святых и ангелов не становятся не только светлыми и отрешенными, но и удивительно пропорциональными, объемными. Изображения тканей на мозаиках создают иллюзию колебания ветром. Перспектива и композиция становятся намного свободнее и разнообразнее.
Традиции византийской иконописи продолжались далеко за пределами империи. Одним из лучших образцов мозаичного убранства храма считается София Киевская, иконы в которой были выложены по принципам византийского искусства.
Похожие публикации:
- Житель г. Омска, похитивший святые иконы у своей матери, приговорен к лишению свободы (24 октября 2012)
- В Омске пройдет православная выставка-ярмарка (17 сентября 2012)
- Омичи смогут увидеть святыни известных духовных обителей (24 сентября 2012)
- Почему запотевают пластиковые окна? (25 июня 2013)
- Окна ПВХ, выбор и использование (13 июня 2013)
- В Омске открывается выставка «Воинство небесное и земное» (29 октября 2014)
- Мебель для прихожей: разновидности и основные критерии выбора (10 апреля 2019)
- Об изготавливаемой из экологичных материалов модной мебели (3 января 2015)
- Производство и продажа несъемной опалубки и изделий из пенопласта (20 ноября 2014)
- В Кировском округе раскрыта кража икон (19 июня 2012)
- Колясочник открыл в центре Омска пальбу из пневматики (16 июля 2012)
- Омский иконорезчик откроет юбилейную выставку (29 октября 2012)
- Можно ли уберечь автомобиль от коррозии? (27 мая 2013)
- В Омской области за сутки сгорело четыре автомобиля (2 ноября 2012)
- Стекло iphone 4 – замена имеет свои особенности (31 мая 2013)
- Как выбрать стекло для остекления фасада (4 октября 2013)