16 июня 2014 11:21 / Просмотров: 1401

Традиции византийской мозаичной иконы

Византийские мозаики считаются культурным символом целой эпохи. Принципы и технологии укладки перешли в Византию из Римской империи.

Искусство быстро развивалось и вошло в эру своего расцвета. Основным материалом для изготовления мозаики становится смальта, цветное прочное стекло. Предпочтение было отдано именно этому материалу не только из-за прочности и долговечности, но и по идеологической причине. Дело в том, что основной сферой ее применения было изготовление икон и отделка религиозных помещений, а художники считали, что смальта как никакой другой материал подходит для изображения духовных сфер. Сохранились сведения о том, что мастера проводили эксперименты, в результате которых было получено множество ярких цветов и оттенков смальты. Для этого в стекло добавлялся металл, придающий ему особый цвет или блеск. Кроме того, материал стал намного доступнее. Благодаря широкому производству смальты она быстро стала популярной в империи и за ее пределами, причем существовала государственная монополия на изготовление смальты.

мозаичная икона иоанн предтеча

Мощеными картинами украшались дворцы и дома, но главным их назначением стала отделка раннехристианских храмов. Мозаика в храмах покрывала огромные пространства до тысяч кв. м, часто помещение было отделано монументальными полотнами от купола до самого пола.

Со временем технологии совершенствуются, кладка становится изящнее, а кубики смальты – мельче, особенно в изображении лиц на иконах. На полотна желательно смотреть издалека, так возникает некоторая иллюзия объема и движения, а поверхность кажется бархатистой.

Отличительной чертой византийской технологии считается золотой фон, придающий цветам яркость и сияние, а также символизирующий божественный свет. Его складывали из особой смальты, получавшейся от добавления частиц золота в стекло.

Раннехристианская византийская мозаичная иконопись представлена в первую очередь равеннскими мозаиками. Древнейшим памятником из них считается мавзолей Галлы Плацидии второй четверти V в., убранство которого во многом отмечено символами заупокойного культа. Мозаикой оформлены купол, арки и люнеты. Центральное место занимает крест под куполом, остальные элементы композиции направлены к нему. Крест окружают звезды, символы евангелистов и фигуры апостолов. Далее находятся изображение св. Лаврентия, который словно бы движется по направлению к центру, и сцена с Добрым Пастырем. Мозаичные иконы мавзолея отличаются контрастом между античной легкостью и торжественностью духовного экстаза. Кроме мавзолея, равеннские мозаики находятся в Православном баптистерии (V в.), Арианском баптистерии, Архиепископской Капелле (конец V – начало VI вв.), Базилике Сант-Аполлинаре Нуово (VI в.).

Если в иконах из мозаики 5 в. еще присутствует античная воздушность палитры, то далее все сильнее доминирует монументальное начало, гамма становится более резкой, уменьшается использование полутонов, в изображениях присутствуют четкие линии и контуры, происходит сакрализация стиля.

Тем не менее, стилевые трансформации продолжались, и в XI в. вся яркость и завершенность византийского искусства воплотились в мозаиках церкви Успения Богоматери. Иконы из мозаики здесь кажутся праздничными, легкими и гармоничными. Религиозный пафос сменяется поэтичной красотой. Цветовая палитра становится намного нежнее и прозрачнее. Фигуры и лица святых и ангелов не становятся не только светлыми и отрешенными, но и удивительно пропорциональными, объемными. Изображения тканей на мозаиках создают иллюзию колебания ветром. Перспектива и композиция становятся намного свободнее и разнообразнее.

Традиции византийской иконописи продолжались далеко за пределами империи. Одним из лучших образцов мозаичного убранства храма считается София Киевская, иконы в которой были выложены по принципам византийского искусства.

Похожие публикации:

Все новости

Комментарии запрещены.